22.11.2022
1 401

Британские ученые вырастили «глаза в пробирке»

5.2

Медики создали органоиды сетчатки из стволовых клеток, полученных как от здоровых людей, так и от пациентов, страдающих наследственной слепоглухотой. Это позволяет лучше понять, как развивается деградация сетчатки, и дает надежду на создание методов лечения генетических нарушений зрения.

©Jane Sowden, University College London

Ученым из Университетского колледжа Лондона удалось получить органоиды глаза из клеток кожи донора. Такие модели полноценного органа «в пробирке» позволят исследовать тяжелые нарушения зрения. Статья профессора Джейн Соуден (Jane Sowden) и ее коллег опубликована в журнале Stem Cell Reports.

За последние годы медики научились получать органоиды самых разных тканей и органов, включая даже мозг и связанные с ним глазные бокалы. Теперь к этому списку добавилась сетчатка. Для ее создания использовали клетки кожи, превращенные в индуцированные плюрипотентные. Такие стволовые клетки могут развиваться в любые зрелые и специализированные клетки. В описываемом случае ученые получили из них светочувствительные палочки и сумели организовать структуры, аналогичные сетчатке глаза.

Авторы планируют использовать эти органоиды для исследования синдрома Ушера — тяжелого генетического заболевания, которое вызывает глухоту и дегенерацию сетчатки, в итоге приводя к слепоглухоте. Ученые уже получили модели сетчатки как от здоровых доноров, так и от пациентов с этим синдромом, несущие соответствующую «неправильную» ДНК. Теперь исследователи собираются сравнить экспрессию их генов, чтобы лучше понять, как у больных происходит деградация зрения.

Уже первые эксперименты показали, что в развитие этого процесса вовлечены клетки Мюллера, которые поддерживают работу сетчатки. У людей с синдромом Ушера эти клетки отличаются аномальной реакцией на стресс и нарушением механизмов утилизации белков.