Земные микробы и грибы способны выживать на Марсе — Naked Science
22 февраля

Земные микробы и грибы способны выживать на Марсе

5.1

По крайней мере, какое-то время. Ученые из NASA и Немецкого аэрокосмического центра провели эксперимент, проверив устойчивость земных микроорганизмов к марсианским условиям. Для этого они запустили их в стратосферу.

Земные микробы и грибы способны выживать на Марсе / ©Getty images

Работа опубликована в журнале Frontiers in Microbiology. Понимание того, как будут чувствовать себя земные бактерии и грибы на Красной планете, важно для успеха будущих миссий на Марс. Так, одни из таких микробов необходимы нам для выживания (они помогут в удобрении почвы, производстве продуктов), другие — наоборот, могут нести в себе угрозу. Кроме того, при поиске жизни в других мирах ученым необходимо быть уверенными, что земные микроорганизмы не занесены нашими же космическими аппаратами.

Конечно, на нашей планете есть места, которые имеют схожие характеристики с марсианскими. Однако озоновый слой окутывает почти всю Землю, так что самая подходящая среда, по мнению ученых, – это средние слои стратосферы, те, что находятся над озоновым слоем.

Именно туда, на высоту 38 километров, специалисты из NASA и Немецкого аэрокосмического центра запустили споры грибов Aspergillus niger и бактерий Salinisphaera shabanensis, Staphylococcus capitis subsp. сapitis и Buttiauxellasp в 2019 году. Образцы были доставлены на аэростате NASA, внутри полезной нагрузки специального устройства MARSBOx, где поддерживались состав атмосферы и давление, аналогичное тому, что есть на Красной планете.

Устройство MARSBOx. Контейнер представляет собой газонепроницаемую закрывающуюся коробку из нержавеющей стали с одним отверстием, обеспечивающим обмен внутренней атмосферы / ©www.frontiersin.org

Часть высушенных микроорганизмов при этом подвергалась максимальному ультрафиолетовому излучению (такое оставило бы сильнейший ожог на вашей коже), а часть — была от него защищена. После пяти часов подобной «экзекуции» образцы анализировали на выживаемость и метаболические изменения.

Не все микроорганизмы выжили в подобных условиях. Но споры грибов черной плесени Aspergillus niger и бактерии Salinisphaera shabanensis оказались наиболее устойчивы. Особенно хорошую выживаемость продемонстрировала плесень — ее споры продолжили расти на Земле после «космического путешествия».