10.03.2023

В протопланетном диске далекой звезды обнаружена вода

4.8

Молодая звезда V883 Ориона разогрела окружающее ее облако, превратив в газ смерзшиеся частицы. Это позволило исследовать структуру протопланетного диска с помощью радиотелескопа и заметить в нем большие количества воды.

V883 Ориона: взгляд художника
V883 Ориона: взгляд художника / ©ESO, L. Calçada / Автор: Ирина Мельникова

Когда в центральной области газового облака рождается молодая звезда, остатки его вещества образуют протопланетный диск, из которого в будущем могут возникнуть планеты, астероиды и кометы. Таким облаком окружена V883 Ориона, расположенная в 1300 световых годах от нас. Команда астрономов во главе с Джоном Тобином (John Tobin) использовала массив радиотелескопов ALMA, чтобы рассмотреть структуру протопланетного облака далекой звезды, и обнаружила в нем большие массы воды. Их статья опубликована в журнале Nature.

Некоторые молекулы воды включают тяжелый изотоп водорода, дейтерий. Они образуются при слегка иных условиях, чем обычные, позволяя определить место их происхождения. В частности, содержание тяжелой воды в некоторых кометах Солнечной системы идентично ее количеству на Земле. Это считается одним из доводов в пользу гипотезы, согласно которой большая часть воды была принесена на нашу планету именно кометами. На то же указала и работа, проведенная Тобином и его соавторами.

Структура протопланетного облака V883 Ориона: внизу, слева направо — распределение в нем воды, пылевых частиц и моноксида углерода / ©ALMA (ESO/NAOJ/NRAO), J. Tobin, B. Saxton (NRAO/AUI/NSF)

Астрономам помогла необычно высокая температура протопланетного диска V883 Ориона. Не так давно молодая звезда сильно вспыхнула, нагрев окружающее ее облако. В результате вода и другие соединения здесь перешли из обычного замороженного вида в газообразную фазу. Это сильно облегчило получение спектров и позволило выяснить распределение обычной и тяжелой воды, угарного газа (СО) и пыли.

Воды в диске V883 Ориона оказалось исключительно много — как минимум, в 1200 раз больше, чем на всей Земле. По словам ученых, новые наблюдения позволяют замкнуть цепочку перемещения воды из межзвездной среды в протопланетные облака и далее — на появляющиеся в них планеты, такие как наша. Впрочем, пока вопрос о происхождении влаги на Земле остается окончательно нерешенным. Некоторые данные показывают, что она могла образоваться в результате геологических процессов на самой планете, причем одновременно с нефтью.