Астрономы уточнили картину раннего развития Галактики — Naked Science

Астрономы уточнили картину раннего развития Галактики

4.7

Новые методы оценки возраста звезд показали, что молодой Млечный Путь активно зажигал их еще до первых слияний с соседними галактиками.

Толстый диск Млечного Пути: взгляд художника
Толстый диск Млечного Пути: взгляд художника / ©ESO, NASA, JPL-Caltech, M. Kornmesser, R. Hurt

История нашей Галактики — история слияний и поглощений. Более чем за 12 миллиардов лет Млечный Путь поглотил не менее пяти крупных соседок, начиная с галактик Кракен и Гайя-Энцелад, которые влились в него больше 10 миллиардов лет назад. Считается, что именно эти ранние поглощения наполнили веществом толстый диск Млечного Пути, запустили образование новых звезд и во многом определили облик всей Галактики.

Однако новая работа, проведенная большой международной командой астрономов во главе с Джозефиной Монтальбан (Josefina Montalbán) из Бирмингемского университета, показала, что ко времени слияния с галактикой Гайя-Энцелад наш Млечный Путь в целом сформировался. Об этом ученые пишут в статье, опубликованной в журнале Nature Astronomy.

Поглощенные Млечным Путем соседки постепенно «расходятся» в нем, словно сироп, который бариста, медленно мешая, вливает в кофе. Такие звезды образуют потоки, сохраняющие общую скорость и направление движения, а также близкий состав. А чтобы с максимальной точностью определить их возраст, астрономы выбрали 95 звезд, за мерцанием которых наблюдал космический телескоп Kepler: шесть звезд из потока Гайя-Энцелад, остальные — из толстого диска нашей Галактики.

Слабые колебания яркости позволили оценить возраст звезд методами астросейсмологии — по характеристикам волн на их поверхности. Кроме того, ученые использовали данные о спектре и составе звезд, собранные во время эксперимента APOGEE, и сведения об их движениях, полученные телескопом Gaia. Это помогло довести точность оценки возраста до 11 процентов.

Оказалось, звезды толстого диска Млечного Пути и потока Гайя-Энцелад примерно ровесницы: их возраст составляет около 10 миллиардов лет. Однако большая часть звезд диска чуть старше этого момента, а значит, существовали еще до слияния с галактикой Гайя-Энцелад.

Впрочем, главным итогом работы можно назвать демонстрацию эффективности самого подхода, который использовали астрономы. Комбинация астросейсмологии с другими методами позволяет определять возраст отдельных звезд с большой точностью. Теперь авторы намерены провести более масштабную «перепись» звезд Млечного Пути, чтобы детальнее разобраться в истории его слияний и поглощений.