Ученые: Земля была полна водой в момент своего рождения — Naked Science

Ученые: Земля была полна водой в момент своего рождения

Исследователи выдвинули новую теорию происхождения воды на Земле. Согласно ей, вода на нашей планете, по крайней мере около 20% воды, была изначально, в момент формирования Земли. На это указывает крайне низкая доля дейтерия в первичных породах Голубой планеты.

7637356614_66983a6a1a_k

Тайна происхождения воды на Земле волновала ученых многие десятилетия. Согласно существующим теориям, воды на нашей планете изначально не было, она была занесена из космоса: либо в ходе кометной бомбардировки, либо астероидами. В исследовании, опубликованном в журнале Science, представлены доказательства другой теории, согласно которой вода на Земле, по крайней мере, ее часть, существовала изначально.

Геолог Лидия Халлис из Университета Глазго в Шотландии вместе со своими коллегами изучила образцы древнейших земных пород с канадской земли Баффина, найденные в 1985 году. Эти образцы появились в момент формирования Солнечной системы – около 4,5 миллиарда лет назад. И они содержат в себе первичную материю Земли, так как никогда не покидали недр планеты и не смешивались с породами земной коры.

Команда Халлис изучила изотопный состав воды, содержащейся в этих образцах, и сравнила его с теми значениями в долях изотопов водорода, которые характерны для вод Земли сегодня, а также для астероидов и комет. Как оказалось, первичные породы нашей планеты содержали в себе необычно мало дейтерия, или тяжелого водорода, – заметно меньше, чем содержится в водах современных океанов и в материи малых небесных тел. Это, по словам ученых, указывает на то, что вода на поверхности планеты – по крайней мере около 20% – существовала с момента ее формирования, а не была занесена на нее астероидами и кометами.

«Мы обнаружили, что молекулы воды в образцах этих пород содержали в себе мало атомов дейтерия, тяжелого водорода. Это говорит о том, что она попала на Землю не после того, как та сформировалась и охладилась, а вместе с пылью, из которой была слеплена наша планета. Большая часть воды в этой пыли испарилась, но ее остатков хватило для формирования океанов Земли», – заявила Лидия Халлис.

«Несмотря на все существующие неясности в этой теории, это интересное измерение», – говорит Дэвид Джевитт, ученый из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.По его словам, вода на Земле, вероятно, не имеет единого происхождения. Лидия Халлис считает, что дополнительные образцы древнейших базальтов Земли могли бы пролить больше света на источник воды. По мнению астрофизика Стива Дэша из Университета штата Аризона, исследование может иметь большое значение для понимания, куда исчезла вода с других планет Солнечной системы.