В галактике M82 в созвездии Большая Медведица взорвалась сверхновая — Naked Science
23.01.2014

В галактике M82 в созвездии Большая Медведица взорвалась сверхновая

В галактике M82 (Сигара), расположенной в созвездии Большая Медведица, вспыхнула сверхновая звезда типа Ia. Ее оболочка расширяется в среднем со скоростью 20 тыс. километров в секунду, увеличивая свой блеск. Максимальной яркости сверхновая достигнет через две недели.

hubble-image-mosaique-de-la-galaxie-messier-82-observee-en-2006_59127_wide

Специалисты обсерватории Апачи-Пойнт в США смогли получить спектр нового яркого объекта в галактике M82 (Сигара), расположенной на расстоянии 12 млн световых лет от нас в созвездии Большая Медведица. Вспыхнувшая звезда, по оценкам ученых, относится к сверхновым типа la, которые возникают в двойных системах из белого карлика и красного гиганта. Одна из звезд перетягивает на себя массу другой, пока не наберет достаточно для коллапса и взрыва.

©UCL/University of London Observatory/Steve Fossey/Ben Cooke/Guy Pollack/Matthew Wilde/Thomas Wright

В настоящее время оболочка сверхновой расширяется со скоростью около 20 тысяч километров в секунду, а яркость ее продолжает расти. Своего максимума, как полагают ученые, объект достигнет через две недели.

– Поймали ее только на подъеме, она может достигнуть бинокулярных величин, то есть 8-9-й звездной величины. Она значительно ярче в красной части спектра, – отметил астроном Леонид Еленин из Института прикладной математики РАН.

Новосибирский планетарий организует наблюдение за сверхновой звездой. Об этом сообщил директор планетария Сергей Масликов.

– Невооруженным глазом нельзя увидеть, она одиннадцатой звездной величины ? это надо иметь хороший телескоп, в любительский тоже не увидишь, помощнее нужно, у нас такие есть. Сейчас она набирает яркость, поэтому очень интересно посмотреть, как она достигнет максимума и будет убывать. Я думаю, мы отдельные наблюдения организуем, –  сказал Масликов.

В галактике M82 в созвездии Большая Медведица взорвалась сверхновая

Вероятно, нынешняя сверхновая является самой близкой к Земле, начиная с 1987 года, когда наблюдался взрыв сверхновой в Большом Магеллановом облаке, расположенном в 168 тысячах световых лет от Земли.

А последняя на данный момент достоверно подтвержденная сверхновая в нашей Галактике вспыхнула в 1604 году в созвездии Змееносца.