24.06.2022
60 640

Огромное пятно на Солнце резко увеличилось в размерах

4.6

Пятно AR3038 — сегодня самое крупное на Солнце — за сутки выросло еще сильнее и стало в два с половиной раза больше Земли.

©NASA Goddard Space Flight Center / Автор: Regulus Tremerus

Солнце продолжает приближаться к максимуму нынешнего (25-го с начала наблюдений) цикла активности, который ожидается около 2025 года. На светиле появляются новые пятна, а самое большое из них — AR3038 — увеличивается. Недавно оно внезапно выросло, превысив 30 тысяч километров в поперечнике, сообщил портал мониторинга «космической погоды» Spaceweather.com.

Солнечная активность определяет движения магнитных полей и потоков заряженных частиц далеко вокруг звезды. Эта «космическая погода» может влиять на работу спутников, а иногда — и наземных электронных, и электрических устройств. Поэтому ученые постоянно отслеживают происходящее на Солнце, прежде всего изучают поведение темных пятен на его поверхности.

Пятна на светиле появляются в местах выхода силовых линий магнитных полей. Они замедляют движения раскаленной плазмы, приводя к появлению участков не такой высокой температуры, которые выглядят темными. Количество и активность пятен следует 11-летнему циклу солнечной активности: в периоды минимумов их может не быть вовсе, а в максимумы число может доходить до десятков и даже сотен.

В течение нескольких дней, недель или месяцев они могут «рассасываться», незаметно исчезая. Однако этот процесс может сопровождаться резким разрывом и пересоединением линий магнитного поля, что приводит к возникновению мощных вспышек излучения и выбросам в космос потоков плазмы. В считаные дни они достигают окрестностей Земли, где могут вызывать полярные сияния и геомагнитные бури, сбои в работе электроники и электрических систем.

Пока такую угрозу представляет и пятно AR3038, «направленное» в сторону нашей планеты. Однако оно находится чуть севернее солнечного экватора и довольно быстро перемещается на обратную сторону звезды, так что еще через несколько дней должно полностью скрыться из виду.

Тем временем — и весьма стремительно — продолжается рост пятна. «Вчера AR3038 было большим. Сегодня оно огромно, — пишет Spaceweather.com. — Это быстрорастущее пятно удвоилось в размерах всего за 24 часа». В самом деле, наблюдения показывают, что между 20 и 21 июня диаметр AR3038 увеличилось почти до 32 тысяч километров, став в два с половиной раза больше диаметра Земли.

Впрочем, ученые не ждут от AR3038 опасных сюрпризов. По их словам, энергии этого пятна достаточно максимум для вспышки М-класса. Такие вспышки — не слишком большая редкость и не несут серьезной угрозы для объектов на поверхности Земли. Максимум, чего можно ожидать, — это временные проблемы с радиосвязью в приполярных регионах планеты и, конечно, эффектные сияния.