По соседству с молодым Солнцем могла быть вторая звезда-близнец — Naked Science

По соседству с молодым Солнцем могла быть вторая звезда-близнец

5.9

Решая загадку происхождения далеких объектов Облака Оорта, астрономы предположили, что у молодого Солнца могла быть соседка — точно такая же звезда, родившаяся вместе с ним, но затем затерявшаяся на просторах Галактики.

©M. Weiss

Самая далекая от Солнца планета — Нептун, но Солнечная система простирается намного дальше его орбиты. Следом расположены ледяные тела пояса Койпера, такие как Плутон с его спутниками, далее — объекты рассеянного диска. Наконец, их охватывает уже не плоское, в форме бублика, а сферическое Облако Оорта, заполненное мириадами малых тел, некоторые из которых, слетая со своих орбит, могут сближаться с Солнцем в виде долгопериодических комет.

Само существование Облака Оорта остается гипотетическим: наблюдать эти объекты пока не удается, хотя на него определенно указывают орбиты прилетающих к нам комет. Предполагается, что миллиарды (а возможно, и триллионы) этих каменистых и ледяных тел — обломки, сохранившиеся со времени формирования Солнечной системы. Однако моделирование такого процесса показывает, что «население» Облака Оорта должно быть совсем не столь многочисленным. Поэтому происхождение его также остается загадкой, то же касается объектов рассеянного диска.

Новое необычное объяснение этому выдвинул известный гарвардский астрофизик Ави Лёб (Avi Loeb), один из руководителей проекта по отправке миссии к соседней звезде Breakthrough Starshot. В статье, опубликованной в The Astrophysical Journal Letters, предполагается, что молодое Солнце могло иметь тесную соседку — вторую звезду, сформировавшуюся вместе с ним, но впоследствии затерявшуюся на пространствах Галактики. «Сейчас она может быть где угодно в Млечном Пути», — говорит соавтор работы Амир Сираж (Amir Siraj).

Само по себе такое не редкость: в плотных молекулярных облаках «звездных колыбелей» они не рождаются по одиночке, и притяжение Млечного Пути постоянно «растаскивает» их друг от друга. Однако если у молодого Солнца действительно был подобный близнец, двойная система могла послужить эффективной гравитационной ловушкой, способной удержать нужное количество объектов для образования и рассеянного диска, и Облака Оорта. По расчетам астрономов, звезда могла иметь практически ту же массу, что и Солнце, и располагаться от него примерно в 1000 а.е. (радиусов земной орбиты).

Необычная гипотеза неплохо согласуется и с предположением о существовании «девятой планеты» — массивного темного гиганта, расположенного далеко за орбитой Нептуна. Если она действительно существует, то придется как-то объяснить ее появление на столь удаленной периферии. Сделать это позволяет та же гравитация двойной системы, в которую могло входить молодое Солнце. В таком варианте оно способно удержать на далеких орбитах куда больше материала, в том числе и массу карликовых планет, и гигантскую девятую.