21.01.2019
Редакция Naked Science
1 152

Астрономы снова засомневались в существовании Планеты Х

Ученые выдвинули новую альтернативу гипотетической девятой планете Солнечной системы: те же данные могут объясняться действием облака мелких транснептуновых объектов.

planetx0
©Wikipedia / Автор: Татьяна Соловьёва

Плутон и другие ледяные тела, лежащие в Поясе Койпера и еще дальше за ним, на самых дальних границах Солнечной системы, называют транснептуновыми объектами (ТНО). В последние годы среди них обнаружено несколько десятков тел, которые выделяются необычными вытянутыми орбитами. Знакомое нам устройство Солнечной системы с восемью планетами никак не вяжется с этими аномалиями. Поэтому часто их связывают с влиянием гравитации гипотетической девятой планеты.

По существующим оценкам, она должна быть в несколько раз крупнее Земли и раз в 10 массивнее, совершая полный оборот вокруг Солнца за 15 тысяч наших лет. Однако наблюдать Планету Икс так до сих пор и не удается. Неудивительно, что далеко не все специалисты согласны с этой гипотезой, выдвигая другие объяснения орбитальным аномалиям ТНО. Одна из таких версий рассматривается и в новой статье, готовящейся к публикации в Astronomical Journal.

Ее авторы — профессор Американского университета в Бейруте Жихад Тума (Jihad Touma) и Антраник Сефилиан (Antranik Sefilian) из Кембриджского университета — предположили, что тот же эффект может вызывать гравитация обширного диска мелких ледяных тел, вращающегося за орбитой Нептуна. Имея массу, сравнимую с массой возможной Планеты Икс, такой диск был бы практически невидим для современных инструментов и при этом создавал бы аномалии в движениях близких объектов.

Авторы провели первое моделирование орбитальной динамики ТНО, в котором удалось учесть и притяжение планет-гигантов внешних областей Солнечной системы, и гравитацию в самом гипотетическом диске ледяных тел. «Если удалить девятую планету и заменить ее множеством малых тел, разбросанных по обширному пространству, их коллективное притяжение приводит к появлению тех же вытянутых орбит, какие мы наблюдаем у некоторых ТНО», — резюмирует Сефилиан.

Заметим, по существующим сегодня расчетам, совокупная масса ТНО составляет лишь около 0,1-0,2 от массы Земли. Таким образом, новая гипотеза, озвученная астрономами, с одной стороны, избавляет нас от необходимости вводить еще не обнаруженную планету, но с другой — требует серьезно пересмотреть наши представления о том, что происходит на самых окраинах Солнечной системы.