23 февраля
Александра Медведева
31 157

Ученые наблюдали в наземный телескоп планету, похожую на Татуин

4.3

С помощью наземного телескопа команда астрономов описала редкую экзопаланету, которая вращается вокруг двух звезд одновременно. Открытие показывает, что наблюдения в наземные телескопы все еще остаются актуальным методом исследования космоса и могут помочь в поиске других планет двойных звезд.

Художественное изображение системы Kepler-16
Художественное изображение системы Kepler-16/ © Wikimedia Commons

Экзопланету Kepler-16b ученые впервые обнаружили около 10 лет назад с помощью космического телескопа NASA Kepler. Она находится примерно в 245 световых годах от Земли и представляет собой планету с кратной орбитой, то есть она обращается вокруг двух звезд одновременно. Причем сами звезды также вращаются вокруг друг друга, образуя двойную систему. Kepler-16b напоминает планету Татуин из вселенной «Звездных войн», на поверхности которой можно было увидеть сразу два заката.

Теперь международная команда ученых под руководством исследователей из Бирмингемского университета (Великобритания) впервые наблюдала Kepler-16b в наземный телескоп. Результаты их работы опубликованы в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society. Исследователи использовали 193-сантиметровый телескоп Обсерватории Верхнего Прованса во Франции и метод Доплера. Эта технология, которая также известна как «метод лучевых скоростей», заключается в спектрометрическом измерении радиальной скорости звезды. Имеющая планетарную систему звезда движется по орбите вокруг центра масс всей системы. Это приведет к тому, что скорость, с которой она движется по направлению к Земле, изменяется, приводя к смещению линий спектра, вызванному эффектом Доплера.

Обнаружение Kepler-16b показывает, что околоземные экзопланеты можно наблюдать и в наземные телескопы, что часто дешевле и эффективнее использования космических аппаратов. Кроме того, метод Доплера позволяет описать все планеты в системе и измерить их массу.

Теперь ученые планируют продолжить поиск ранее неизвестных планет с кратной орбитой и понять, наконец, откуда они взялись. Обычно планеты формируются внутри протопланетного диска — облака пыли и газа вокруг молодой звезды. Однако присутствие двух звезд, вероятно, мешает слипанию пыли в планеты внутри протопланетного диска.

Ученые полагают, что планеты с кратной орбитой могли сформироваться вдали от двойных звезд, где их влияние было слабым, а затем приблизиться к ним. По другой версии, современные представления о процессах планетарной аккреции требуют дополнений. Поэтому дальнейшие исследования планет с кратной орбитой помогут ответить на этот вопрос.