Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Кинжал из метеоритного железа достался Тутанхамону от деда
Железный клинок с золотой рукоятью пришел в Египет с севера. Ученым удалось установить не только это, но даже то, из какого типа метеорита его сделали.
Когда в 1922 году английский археолог Говард Картер вскрыл практически нетронутую гробницу фараона Тутанхамона в Долине царей, это стало сенсацией. Египтология сразу вошла в моду и пользовалась неизменным успехом у публики.
Среди очевидно значимых открытий, сделанных в гробнице, отдельно стоит находка кинжала с железным лезвием. Дело в том, что Тутанхамон, фараон XVIII династии, правил в XIV веке до нашей эры (по поводу точной датировки его правления у историков нет единой точки зрения), в эпоху поздней бронзы. А железный век в Египте, согласно сегодняшним представлениям, наступил после 1200 года до нашей эры — хотя массовые находки предметов, изготовленных из железа, встречаются гораздо позже, примерно с X века до нашей эры. Иными словами, при жизни Тутанхамона люди еще не научились нагревать железную руду до температуры, достаточной для выплавки этого металла.
В связи с этим появилась гипотеза, которую подтвердили исследования 2016 года — что кинжал сделан из метеоритного железа. Надо отметить, что целый ряд доисторических артефактов из метеоритного железа датируют бронзовым веком. Самый древний такой кинжал нашли в захоронении в неолитическом поселении Аладжа-Хююк, на территории современной Турции. Этот кинжал относится к раннему бронзовому веку, около 2300 года до нашей эры. Такая ранняя находка позволяет предположить, что технология обработки метеоритного железа (ковкой) для изготовления сложных предметов существовала не менее 4300 лет назад. В отличии от артефакта из Аладжа-Хююк, кинжал Тутанхамона хорошо сохранился и поэтому пригоден для исследования.
Группа ученых из Египта и Японии изучила лезвие кинжала с помощью неразрушающего рентгеновского излучения. О результатах они сообщают в работе, опубликованной в журнале Meteoritics & Planetary Science. Исследователи обнаружили в составе металла лезвия вполне ожидаемые (то есть характерные для метеоритного железа) примеси: марганец и никель. В нем также присутствовали другие химические элементы: сера, цинк и хлор.
Ученые составили своего рода химическую карту клинка, указав, где именно присутствуют те или иные элементы. В результате расположение никеля и серы выявило некий узор из прерывистых линий, который авторы описывают как «кубическую симметрию». Речь идет о так называемой видманштеттеновой структуре — разновидности металлографической структуры, которая характеризуется геометрически правильным расположением элементов. Они возникают, потому что при низких температурах (в космосе) металлы не могут смешаться.
Такие структуры характерны для октаэдритов — самого распространенного типа железных метеоритов. Очевидно, клинок изготовлен именно из такого небесного странника. Богатые серой черные пятна, беспорядочно распределенные на поверхности лезвия, вероятно, являются остатками включений троилита (моносульфид железа) в исходном метеорите.
Сохранившаяся видманштеттенова структура и остатки включений троилита показывают, что железо не подвергали высокотемпературной обработке, а точнее — не нагревали выше 950 °C. Однако конкретный способ его обработки остается неясным. Возможно, древние мастера разрезали метеоритное железо, а потом отполировали его, но вполне вероятно, что имели место низкотемпературный нагрев и последующая ковка.
Любопытна еще одна деталь. Анализ золотой рукояти кинжала показал, что при ее изготовлении использовали известковый гипс — с его помощью крепили украшения. Однако все ранее сделанные находки говорят о том, что такой гипс в Египте стали применять на тысячу лет позже, уже при Птолемеях (323-30 годы до нашей эры).
Чтобы раскрыть этот секрет, ученые обратились к табличкам из амарнского архива. Амарнский архив — это собрание в основном дипломатической переписки фараонов с царями других крупных держав, таких как Ассирия, Митанни, Вавилония. В одном из писем (на глиняной табличке) сказано, что царь Митанни подарил железный кинжал с золотой рукоятью фараону Аменхотепу III, деду Тутанхамона. Так что вполне вероятно, что материал для клинка нашли именно в царстве Митанни, на территории современной Сирии. Об империи Митанни мы рассказывали здесь.
Экс-спикер Минобороны Армении Арцрун Ованнисян в эфире армянского Общественного телевидения решил «развеять миф» о Второй мировой войне. В частности, он заявил, что выигрыш Сталинградской битвы был не спасением для страны. Напротив, если бы немцы победили, уверен он, была бы создана объединенная историческая Армения — куда вошли бы земли, сегодня удерживаемые Турцией. Так ли все было на самом деле?
Физики долго не могли определиться, является ли висмут топологическим материалом. Детальное исследование показало, что ученым стоит передоговориться о терминах.
Ученые Института истории материальной культуры РАН и Института этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая РАН провели масштабное исследование, в ходе которого были систематизированы данные о погребальном обряде, планиграфии и хронологии некрополей крупнейшего протогородского центра эпохи бронзы Гонур-депе в Юго-Восточном Туркменистане. Полученные результаты подтверждают особую роль Гонур-депе как ключевого административного и ритуального центра одной из самых загадочных древних земледельческих культур Центральной Азии — цивилизации Окса.
В Бразилии проживает более 200 миллионов человек, немалую долю которых занимают потомки иммигрантов. Колонизация с XV по XX века считается самым масштабным переселением народов в истории. Порядка пяти миллионов человек переселились туда из Европы. Столько же насильно переместили с Африканского континента. Сегодня бразильцы — это наиболее генетически разнородная нация, и одна из самых малоизученных. Поэтому неудивительно, что новая работа по результатам полногеномного анализа населения принесла целый ряд открытий.
Споры вокруг выделения антропоцена в самостоятельную геологическую эпоху не утихли после официального отказа Международного союза геологических наук, наоборот, разожглись сильнее. Шведские геологи, придерживаясь логики союза, решили оценить легитимность других периодов кайнозойской эры и выяснили, что доказательства в пользу голоцена слабее, чем у антропоцена. Если идти дальше, то и половину ступеней кайнозоя можно откинуть.
Сегодня исполнилось 38 лет с момента первого летного испытания последнего советского космического гиганта — сверхтяжелой ракеты-носителя «Энергия». Ее запустили 15 мая 1987 года. Технически успешный проект дошел до полностью рабочего изделия, безупречно выполнившего два испытательных полета. Но так и не дошел до летной эксплуатации по причинам, от него уже не зависевшим. А запуск ракеты прошел тогда безупречно, хотя и не без особенностей — и одним из участников этих испытаний был автор Naked Science. Но обо всем по порядку.
Да, с волосами и люком все так. У космонавта Суниты Уильямс волосы на МКС плавали свободно, а у Кэти Пэрри и прочих в полете 14 апреля 2025 года — нет. Но это не значит, что суборбитального космического полета первого чисто женского экипажа не было или что он был инсценировкой. Причем, в общем-то, чтобы понять это, даже не нужно обладать специальными знаниями.
Мощнейшее отключение электроэнергии за последние 20 лет истории Европы случилось уже неделю назад, а испанские власти пока так и не объявили о его причинах. Это логично: как мы покажем ниже, ответ на вопрос, кто виноват, получится очень неполиткорректным. И, более того, противоречащим линии правящей в Испании партии. Но мы живем за тысячи километров от нее, поэтому можем себе позволить аполитичный анализ случившегося. Так что же произошло на самом деле и каковы наши шансы увидеть подобное у себя дома?
Инженеры компании UST Inc. разработали передовой рельсовый беспилотник, способный передвигаться на скорости до 500 километров в час. Юнибус U5-75304 предназначен для перевозки пассажиров и может в перспективе заменить среднемагистральную авиацию. Давайте узнаем, как конструктивные особенности обеспечивают продолжительное движение на больших скоростях, комфорт и безопасность пассажирам.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии