Уникальный радиотелескоп, расположенный в Армении, собираются восстановить — Naked ScienceNaked Science

Уникальный радиотелескоп, расположенный в Армении, собираются восстановить

Телескоп Геруни, законсервированный в 2000-х годах, планируют восстановить, чтобы продолжить наблюдения на нем.

byurakan-observatory

Зеркальный телескоп Геруни, или РОТ-54/2.6, был построен в 1985 году в Армении по проекту советского физика Париса Мисаковича Геруни. Он расположен на горе Арагац, на высоте 1711 метров над уровнем моря. Главное зеркало телескопа имеет форму полусферы диаметром 54 метра. Вторичное зеркало намного меньше в диаметре — всего пять метров.

Проект телескопа Геруни уникален тем, что он способен снимать ночное небо одновременно в двух диапазонах длин волн. Первоначально аппарат был сконструирован, чтобы снимать на длинах волн до одного миллиметра, но его рабочий диапазон после постройки составил от трех до 30 миллиметров.

Телескопу удалось пережить Спитакское землетрясение, и, благодаря горе Арагац, он практически не получил повреждений. Проект был законсервирован в 2000-х годах, хотя в середине 1990-х телескоп предложили восстановить. Эти планы попытались реализовать в период с 1995 по 2010 год, но работу не начинали из-за трудностей с финансированием. Примерно с 2012 года перемещение вторичного зеркала было невозможно из-за неисправного рычага управления.

Телескоп Геруни /©Бюраканская обсерватория

Несмотря на довольно долгую консервацию, сегодня антенну можно восстановить и использовать для наблюдений в сантиметровом диапазоне, а при дополнительной полировке — в миллиметровом. Об этом заявляет хранительница радиотелескопа Аревик Саргсян. Правда, для этого нужно обновить систему управления, провести комплексную юстировку, сменить устаревшие аналоговые датчики на цифровые и усовершенствовать систему обработки данных. Последний раз гигантский телескоп РОТ-54 включали в 2011 году.

Реконструировать первый в мире радиотелескоп предложил фонд «Юрисдикция Армения». Начать работы по восстановлению работоспособности астрономического комплекса организация планирует уже в этом году.