В «полумертвой» двойной системе нашлась планета в 13 раз больше Юпитера — Naked Science

В «полумертвой» двойной системе нашлась планета в 13 раз больше Юпитера

Гигантская газовая экзопланета впервые обнаружена в двойной системе, включающей старую погасшую звезду.

planet0

Среди тысяч открытых за последние десятилетия экзопланет некоторые найдены в двойных системах — подобно Татуину из «Звездных войн», такие миры освещаются сразу двумя звездами. А недавно астрономы из бразильского Федерального университета Рио-Гранде-до-Норте обнаружили первую такую планету в очень старой двойной системе, одна из звезд которой уже проэволюционировала и «умерла», превратившись в тусклый белый карлик. Об этом ученые пишут в статье, опубликованной в The Astronomical Journal

Авторы отследили изменения в периодах обращения пары звезд системы KIC 10544976 в созвездии Лебедя. Для этого они воспользовались данными наземных обсерваторий, а также космического телескопа Kepler, которые вели непрерывные наблюдения за KIC 10544976 с 2005 по 2017 год. Большой массив собранных данных позволил учесть различные факторы, влияющие на вращение участников двойной системы, включая изменения магнитной активности и температуры ее звезд.

Показано, что KIC 10544976 включает две старые звезды — красного карлика и белого карлика, вращающихся вокруг общего центра масс с периодом около 17 лет. В системе имеется как минимум одна экзопланета, причем выдающихся размеров: по оценкам ученых, масса ее в 13 раз превышает массу нашего газового гиганта Юпитера. Возможно, она появилась уже на последних этапах эволюции двойной системы — из вещества, выброшенного одной из звезд при превращении в белого карлика.

Помимо этого, удалось выяснить, как это извержение происходило и какую роль сыграло в развитии майяской цивилизации.

По словам авторов эксперимента, им удалось выявить у черных ворон важный маркер сознания — способности субъективно переживать события внешнего мира и собственной жизни.

640 лет назад завершилось крупнейшее сражение средневековой Европы — битва на Куликовом поле. В конце XX века ряд историков заявил: это была мелкая незначительная стычка, а вовсе не масштабное событие, запустившее формирование единого русского государства. По их мнению, ни о какой борьбе Москвы с Золотой Ордой в этом сражении просто не могла идти речь: места на поле боя недостаточно. Получается, события, описанные в летописях, были почти полной выдумкой. Однако теперь ситуация вдруг развернулась на 180 градусов: оказалось, место сражения действительно лежит в Тульской области… но совсем на другом поле. И это заметно меняет всю историю Руси того времени. Попробуем разобраться почему.

Недавно запущенный китайский потенциально многоразовый космический аппарат вернулся домой. Как стало известно, перед этим от него отсоединился некий объект, предназначение которого неизвестно.