26 октября

Обнаружен первый возможный кандидат в экзопланеты за пределами нашей Галактики

5.3

Астрономы впервые зафиксировали предполагаемую экзопланету за пределами Млечного Пути. Пока подобные планеты находили лишь в нашей Галактике и почти всегда на расстоянии не более трех тысяч световых лет от Земли.

Обнаружен первый возможный кандидат в экзопланеты за пределами нашей Галактики / ©Getty images

Кандидат в экзопланету находится в галактике Водоворот, или М51, в 28 миллионах световых лет от нас. Наблюдения провели при помощи рентгеновского космического телескопа «Чандра», их результаты ученые из Смитсоновской астрофизической обсерватории (США) опубликовали в журнале Nature Astronomy. Также об исследовании сообщает NASA.

Что именно увидели астрономы, до конца не ясно. Однако они подозревают, что это именно экзопланета. Ее обнаружили во время так называемого транзитного события — в тот момент, когда она проходит мимо своей звезды и загораживает часть света от последней. Яркость звезды падает, и ученые фиксируют прохождение крупного тела. В описываемом случае речь идет о рентгеновском источнике M51-ULS-1, который может быть как нейтронной звездой, так и черной дырой, притягивающей к себе газ от расположенного рядом компаньона — звезды в 20 раз массивнее Солнца.

Таким образом образуется аккреционный диск из вещества, которое нагревается и испускает рентгеновское излучение. Вещества не так много, поэтому оно способно полностью перекрываться планетой, блокирующей весь рентгеновский свет. По мнению астрономов, по размерам это небесное тело может сравниться с Сатурном. Оно вращается вокруг компактного объекта на расстоянии в два раза большем, чем шестая планета нашей системы расположена от Солнца.

Ученые полагают, что орбита экзопланеты очень большая, поэтому в ближайшие примерно 70 лет ее нельзя наблюдать, поскольку она не будет проходить мимо своего компаньона. Так что возможности подтвердить или опровергнуть выводы американских астрономов пока не будет.

«К сожалению, чтобы подтвердить, что мы видим планету, нам, вероятно, придется ждать десятилетия, дабы увидеть еще один транзит, — рассказала соавтор работы Ниа Имара из Калифорнийского университета в Санта-Круз. — И из-за того, что у нас нет точных сведений об орбите, мы не знаем, когда именно планета будет проходить мимо своего компаньона».

28 октября