Новые наблюдения далекой планеты Дагон показали, что ее не существует — Naked Science

Новые наблюдения далекой планеты Дагон показали, что ее не существует

6.2

Одна из самых ярких находок телескопа Hubble, Дагон, может оказаться вовсе не планетой — а эхом столкновения пары массивных астероидов на орбите далекой звезды.

За необычный вид систему звезды Фомальгаут называют «Оком Саурона»
За необычный вид систему звезды Фомальгаут называют «Оком Саурона» / ©NASA, ESA, Kalas, Graham, UCB, Clampin, NASA, GSFC

В 2004 и 2006 годах космический телескоп Hubble наблюдал один из самых эффектных объектов за всю свою многолетнюю историю. У края плотного диска пыли и обломков, окружающего одну из самых ярких и близких звезд, Фомальгаут, была замечена яркая точка массивной экзопланеты. Увидеть далекую планету напрямую — огромная редкость, и находка быстро получила известность. После некоторых колебаний ей присвоили название Дагон (Фомальгаут b); по оценкам астрономов, это газовый гигант на далекой и сильно вытянутой орбите.

Снимки Hubble 2004 и 2006 годов были проанализированы и обнародованы в 2008-м, а недавно ученые добрались до данных, которые были получены телескопом позднее, в 2014 году. К их большому удивлению, никакой планеты на месте Дагона они не нашли. Похоже, ее и не существовало, а нам посчастливилось наблюдать еще более редкий объект — катастрофическое столкновение крупных «зародышей» планет. Такую версия выдвигается в новой статье, опубликованной в журнале PNAS; коротко о ней рассказывает пресс-релиз команды Hubble.

Несмотря на яркие картинки, природа Дагона всегда вызывала большие сомнения — хотя бы потому, что сам Фомальгаут слишком молод. Его возраст не превышает нескольких миллионов лет, и он до сих пор окружен плотным околозвездным диском из газа, льда и пыли. Если здесь и успели образоваться полноценные планеты, они должны быть еще раскалены и активно излучать в инфракрасном диапазоне. Однако Дагон, хорошо различимый в видимых лучах, в ИК невидим (хотя испускает необычно много ультрафиолета).

Снимки системы Фомальгаута и — уже бывшей — планеты Дагон / ©NASA, ESA, Gaspar and Rieke (University of Arizona)

Для объяснения были выдвинуты разные предположения: например, что Дагон окружает обширная система колец, которая может искажать ее «истинный облик». Но все они не решали других проблем далекой планеты — к примеру, того, что, судя по снимкам роскошного околозвездного диска, сквозь который она пролетает, гравитация этого гиганта никак не влияет на его структуру.

Поэтому Андрас Гаспар (Andras Gaspar) и Джордж Рике (George Rieke) из Университета Аризоны взялись собрать и проанализировать все доступные данные наблюдений Hubble за системой Фомальгаута. Обнаружилось, что исчезнувший на снимках 2014 года Дагон начал стремительно гаснуть еще в 2012-м. «Наша работа, — говорят ученые, — указывает на целый набор характеристик, которые говорят о том, что объекта планетарных размеров вообще не существовало».

Столкновение пары массивных каменно-ледяных планетезималей на орбите Фомальгаута: взгляд художника / ©NASA, ESA, Martin Kornmesser

Астрономы считают, что инструментам Hubble удалось зафиксировать у Фомальгаута еще более любопытное событие — столкновение двух массивных планетезималей, «зародышей» будущих планет. По их расчетам, в системе молодой звезды такое происходит лишь раз в 200 тысяч лет и отследить такое столкновение — почти как выиграть в лотерею.

Размеры обоих тел авторы оценивают в 200 километров. Каменно-ледяные объекты врезались друг в друга незадолго до первых наблюдений 2004 года, и этот взрыв на некоторое время сделался видимым с земной орбиты. Однако сейчас большая часть обломков разлетелись, а Дагон — если он вообще сохранился после столкновения как отдельное тело — был выбит с орбиты и теперь, уже неразличимый для нас, покидает систему Фомальгаута.

Ученые ТюмГУ и Вестфальского университета имени Вильгельма (Германия) в ходе проведенных совместно исследований зафиксировали устойчивую тенденцию замены лишайников на мхи и кустарники на выгоревших в пожарах участках тундры Западной Сибири. Это приводит к увеличению объемов поглощения углекислого газа в процессе фотосинтеза на выгоревшей территории. И теперь вопрос в том, в какую сторону и насколько смещается баланс углеродного обмена — в сторону связывания (что уменьшает парниковый эффект) или в сторону увлечения выброса (что усиливает этот эффект). Такие процессы необходимо изучать для прогнозирования трансформации углерода в воздухе на северных территориях России.

Российские специалисты из Фонда перспективных исследований приступили к разработке летающего автомобиля «Циклокар». Предполагается, что он сможет вмещать шесть человек.

По крайней мере, если речь идет о пожилых людях. К такому выводу пришли ученые из Канады.