А у нас самое большое научное СМИ в Telegram!
Подписаться
27.04.2022
Дарья Губина
2 141

NASA продлило восемь научных миссий и решило отправить OSIRIS-Rex к еще одному астероиду

4.9

NASA продлило научные программы марсианских аппаратов, а также лунной и межпланетной станций. Аппарату для исследований астероидов тоже увеличили срок миссии и дали новую цель — астероид Апофис, который очень близко подлетит к Земле в 2029 году.

Миссию ровера «Кьюриосити» продлили на три года
Программу ровера «Кьюриосити» продлили на три года / ©NASA/JPL-Caltech/MSSS

По результатам оценки проделанной работы и перспектив NASA приняло решение продлить восемь космических научных миссий: орбитального аппарата «Марс Одиссей», многофункциональной станции MRO, орбитальной станции MAVEN, марсохода «Кьюриосити», посадочного аппарата InSight, лунной орбитальной станции LRO, межпланетной станции «Новые горизонты» и станции для исследования астероидов OSIRIS-Rex.

Продление программ предполагает, что у аппаратов не возникнет технических проблем. Больше всего опасений возникает по поводу InSight, которому может не хватить энергии. Проект продлили лишь до конца 2022 года. Исследователю астероидов OSIRIS-Rex дали новую задачу, которая потребует еще девять лет работы. Срок остальных проектов увеличили на три года.

Ровер «Кьюриосити» за прошедшие десять лет проехал более 27 километров по кратеру Гейл, изучая потенциальную обитаемость марсианских пород. Его миссию продляют уже четвертый раз. В течение следующих трех лет «Кьюриосити» поднимется выше для исследования сульфатных слоев. Их анализ пополнит наши знания об истории существования воды на Красной планете.

InSight остается единственной активной сейсмической станцией за пределами Земли. С 2018 года он следит за марсотрясениями. По собранным данным ученые смогли оценить активность, внутреннее строение и историю формирования Красной планеты. К сожалению, солнечные панели покрылись довольно плотным слоем пыли, и он получает слишком мало энергии. Команда миссии экономит ее, ограничивая время работы инструментов. Сейчас многое зависит от погоды: пылевая буря может окончательно засыпать панели, а случайный вихрь — очистить.

Орбитальный аппарат «Марс Одиссей» продолжит следить за радиационными условиями и климатом планеты. А также проведет новый термический анализ пород и льда под поверхностью. Срок его службы зависит от количества оставшегося ракетного топлива.

Программу орбитальной станции MRO продлили в шестой раз. Она продолжит изучать эволюцию рельефа и льдов, следить за атмосферой и климатом. Но из-за поломки криогенного охладителя будет полностью отключен спектрометр CRISM.

Станция MAVEN воспользуется растущей активностью Солнца и продолжит наблюдения за взаимодействием верхних слоев атмосферы и магнитного поля Марса.

Орбитальные станции у Марса особенно ценны для NASA, потому что, помимо проведения собственных научных наблюдений, они служат ретрансляторами для аппаратов на поверхности. Продление срока их службы требует гораздо меньших затрат, чем разработка и запуск замены.

Лунная орбитальная станция LRO продолжит изучать поверхность и геологию нашего спутника. Изменение орбиты аппарата позволит ученым увидеть в высоком разрешении новые регионы. В частности, области постоянной тени рядом с полюсами, где может сохраняться водный лед. Также NASA планирует, что станция пригодится в подготовке программы «Артемида» по отправке людей на Луну.

Межпланетная станция «Новые горизонты» семь лет назад пролетела мимо Плутона, а в 2019 году — мимо объекта Аррокот в поясе Койпера. Подробности дальнейшей научной программы представят позже. Сейчас аппарат находится от нас на расстоянии 63 астрономических единиц (расстояние от Земли до Солнца).

Иллюстрация OSIRIX-Rex у астероида / ©NASA/Goddard/University of Arizona

Самая интересная программа планируется для станции OSIRIS-Rex. Сейчас она везет к Земле образец астероида Бенну. «Доставка» назначена на 24 сентября 2023 года. И через 30 дней после этого аппарат совершит свой первый маневр для полёта к следующей цели — 370-метровому астероиду Апофису.

Ученые заметили Апофис в 2004 году. Тогда прозвучали опасения, что в 2029 году объект столкнется с Землей, но дальнейшие наблюдения показали, что астероид приблизится на расстояние 32 тысяч километров и окажется в десять раз ближе, чем Луна. По словам астрономов, его будет видно невооруженным глазом.

Перед OSIRIS-Rex, которую переименуют в OSIRIS-APEX, поставлено много задач. Станция подлетит к астероиду вскоре после его сближения с Землей и проведет около него 18 месяцев. Аппарат не возьмет образцы, но приблизится к поверхности и «сдует» верхний слой. Это позволит изучить подповерхностную породу, которая не была подвержена воздействию космоса. Важно, что Апофис и Бенну принадлежат разным спектральным классам. Бенну — углеродистый хондрит (класс B). Апофис — обычный кремниевый хондрит (класс S). Исследователи получат возможность сопоставить подробные данные о составе объектов. Также ученых интересует, как на Апофисе скажется гравитационное притяжении Земли.

На сегодняшний день планетологический департамент NASA (Planetary Science Division) оперирует 14 космическими аппаратами, планирует 12 новых миссий и участвует в разработке еще семи проектов в партнерстве с другими космическими агентствами.