18.10.2023
Даниил Сухинов
2 971

Определен источник мощнейшего известного марсотрясения

5.1

Большая международная группа исследователей сообщила о результатах поиска источника мощнейшего сейсмического события, зарегистрированного на Марсе весной 2022 года. Ранее предполагалось, что многочасовое марсотрясение вызвало падение крупного метеорита вблизи Борозд Цербера.

Новое исследование использовало возможности всех орбитальных марсианских станций для обнаружения кратера от падения метеорита, предположительно вызвавшего марсотрясение S1222a / © NASA/JPL/Corby Waste / Автор: Cloelia Andronicus

За время пребывания на поверхности Марса аппарат NASA InSight, в задачи которого входило исследование сейсмической активности, переноса тепла, внутреннего строения и состава Красной планеты, зарегистрировал свыше 1300 сейсмических событий, известных как марсотрясения. Наиболее мощное из них, магнитудой 4,7 по шкале Рихтера, InSight зафиксировал 4 мая 2022 года.

Событие, получившее обозначение S1222a, было похоже на два марсотрясения, произошедших годом ранее и вызванных падением двух метеоритов. Кратеры размером 100-200 метров, оставшиеся на месте этих импактных событий, ожидаемо нашли в заранее предсказанных местах. По расчетам планетологов, для S1222a кратер диаметром уже более 300 метров должен был находиться в геологически активной зоне Борозд Цербера, в полутора километрах от места посадки InSight.

Поиском нового кратера или его следов в виде облака пыли занимались все страны, поддерживающие работу своих аппаратов на орбите Марса. После нескольких месяцев силами пяти космических агентств ни самого кратера, ни его следов, ни каких-либо кандидатов на роль воронки от взрыва не обнаружили. Об этом международная группа ученых рассказала в статье, опубликованной в журнале Geophysical Research Letters.

Отсутствие следов импактного события указывает на иную природу возникновения марсотрясения S1222a, а именно — геологическую. И хотя, как предположили исследователи, на Марсе, в отличие от Земли, нет активной тектоники плит, сейсмическое событие могло быть вызвано выбросом напряжения внутри марсианской коры. Такие напряжения появляются в результате миллиардов лет эволюции, охлаждения и сжатия различных частей планеты с разной скоростью.

Тем не менее результаты новой работы, точнее — вероятная связь мощнейшего зарегистрированного марсотрясения с подповерхностным источником, указывают на то, что планета гораздо сейсмически активнее, чем считалось ранее. В последующих работах ученые планируют подробнее изучить потенциальные подповерхностные тектонические источники, которые могли бы обеспечить это событие. По словам авторов работы, однажды эта информация может помочь людям понять, где на Марсе будет жить безопасно, а каких мест лучше избегать.

Сейсмограммы события S1222a и двух подтвержденных событий S1000a и S1094b, вызванных падением метеорита / © Fernando B., et al., Geophysical Research Letters, 2023

Вопрос о наличии геологической активности на четвертой планете имеет еще одну сторону. Если таковая там есть, то температура марсианских недр может быть выше той, что моделировали ранее. А если под поверхностью Марса теплее ожидаемого, это может объяснить и наличие крупных подледных озер близ его южного полюса.

Само существование этих объектов, открытых всего несколько лет назад, постоянно подвергают сомнению, в том числе на основании слишком низкой расчетной температуры под марсианской поверхностью. Если она на деле выше, подземные водоемы могут быть не только под полюсами. И не исключено, что они потенциально пригодны для простейшей жизни.

К сожалению, марсотрясение S1222a было одним из последних событий, зарегистрированных InSight до того, как в конце декабря 2022 года было объявлено об окончании этой миссии. Дело в том, что солнечные панели аппарата, которые были его единственным источником энергии, за четыре года работы на поверхности Марса покрылись толстым слоем пыли и перестали вырабатывать достаточное количество электроэнергии для проведения исследований. За время миссии InSight составил детальную схему подповерхностных слоев Красной планеты, оценил размеры ее ядра, выявил сезонность марсотрясений, связав одни из них с падениями метеоритов, а другие — с геологическими особенностями этого небесного тела.