21.09.2020

Метод параллакса впервые помог вычислить расстояние до загадочной звезды-магнетара

4.8

Магнетар J1810 может быть источником таинственных быстрых радиовсплесков, а проверить это поможет новая точная оценка расстояния до звезды, впервые полученная методом параллакса.

©Sophia Dagnello, NRAO, AUI, NSF

Нейтронные звезды, остающиеся после взрывов некоторых сверхновых, — одни из самых «экстремальных» объектов во Вселенной. Их вырожденное вещество имеет невероятно высокую плотность, и многие нейтронные звезды окружены магнитным полем, сила которого в триллионы раз больше, чем у магнитосферы Земли. Возможно, такие тела служат источниками быстрых радиовсплесков, природа которых остается загадкой до сих пор.

Как правило, магнетары наблюдаются в рентгеновском и гамма-диапазонах, однако некоторые из них действительно излучают и радиоволны. Между 2003 и 2008 годами так вел себя далекий магнетар XTE J1810-197, после чего затих на десятилетие — и в конце 2018 года начал излучать снова. Эти сигналы, зарегистрированные массивом радиотелескопов VLBA, позволили в точности установить расстояние до объекта, впервые использовав для этого метод параллакса.

Параллаксом называется видимое смещение небесного тела на далеком фоне. Наиболее всего он заметен для близких объектов, позволяя подсчитать дистанцию до них с помощью несложных тригонометрических формул. Однако для более далеких эффект слабо заметен, а для магнетаров подобная работа проделана вообще впервые. О ней австралийские астрономы сообщают в статье, опубликованной в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Хао Дин (Hao Ding) и его коллеги из Технологического университета Суинберн опирались на наблюдения, проведенные VLBA в 2019-2020 годах, в периоды, когда Земля проходила противоположные точки своей годовой орбиты. Это позволило оценить параллакс и вычислить расстояние до него, которое составило 2,5 килопарсека — около 8150 световых лет. Это один из ближайших известных нам магнетаров, что делает его одной из самых подходящих целей для новых исследований и раскрытия тайны быстрых радиовсплесков.

«Зная точное расстояние, мы можем оценить силу его вспышек, — добавляет один из авторов работы Адам Деллер (Adam Deller). — Быстрые радиовсплески бывают разной интенсивности, и мы можем проверить, подпадают ли вспышки этого магнетара под один из таких диапазонов».