20.04.2022
Дарья Губина
1 115

Ледяная «скорлупа» спутника Юпитера может быть мятой и дырявой, как ледяной щит Гренландии

4.7

Льды Гренландии оказались очень похожими на ледяную оболочку Европы, спутника Юпитера. Если во льдах Европы тоже есть полости, наполненные водой, то условия в них могут быть относительно благоприятными для существования жизни.

Снимок Европы, спутника Юпитера, сделанный аппаратом «Галилео» в конце 1990-х
Снимок Европы, спутника Юпитера, сделанный аппаратом «Галилео» в конце 1990-х / ©NASA

Анализ данных радарных наблюдений за динамикой льдов в Гренландии позволил выдвинуть гипотезу о формировании примечательных двойных ледяных хребтов на Европе. Научная статья была опубликована в Nature Communications.

Полярные регионы нашей планеты не первое десятилетие находятся под пристальным наблюдением ученых. Особое внимание уделяет ледяному покрову на суше: гляциологи изучают динамику ледяных щитов и движение ледников, скорость их таяния, образование разломов, талых прудов и подледных озер. Мы все еще не до конца понимаем сложную гидрологию этих ледяных систем, а от нее зависит точность прогнозирования последствий глобального изменения климата. В частности, повышения уровня Мирового океана.

Тем временем на Европе, спутнике Юпитера, под толщей льда скрывается не суша, а океан жидкой воды. Поэтому специалисты по Гренландскому щиту из Стэнфордского университета не ожидали увидеть на снимках далекого космического тела знакомые им формации. Заинтересовавшись, они обнаружили, что двойная гряда в форме буквы М во льдах Гренландии похожа на миниатюрную версию огромных гребней, пересекающих поверхность Европы.

Слева — панхроматический снимок двойной гряды на Европе (Галилео, PIA00589). Справа — ортотрансформированный панхроматический снимок двойной гряды в Гренландии (спутник WorldView-3, июль 2018). / ©Riley Culberg et al., Nature Communications

Двойные гребни Европы достигают в высоту 300 метров. Об их существовании астрономы узнали в 1990-х годах, благодаря снимкам космического аппарата «Галилео». Выдвигались предположения о том, как они могли сформироваться, но для того, чтобы выбрать самый правдоподобный сценарий, не хватало данных об изменениях. Именно такие данные удалось накопить по Гренландии за годы радарных наблюдений Операции IceBridge.

Проанализировав эти данные, авторы исследования выяснили, что знаменитая двойная гряда в форме буквы М на северо-западе Гренландии сформировалась из-за «лопнувшего пузыря» в толще льда. Талая вода с поверхности ледников и ледяных щитов часто просачивается через трещины вглубь, где снова замерзает, расширяясь. Под давлением лед ломается, и образуются две гряды специфической формы.

Иллюстрация гипотетического процесса образования двойной ледяной гряды на Европе / ©Justice Blaine Wainwright

По предположению авторов, на Европе протекает аналогичный процесс, только вода просачивается снизу. Если это действительно так, то вся «ледяная скорлупа» — более динамичная система, чем думали ученые. Главное, что такой цикл жидкости теоретически позволяет питательным соединениям с поверхности попадать в подледный океан.

Как объясняет один из авторов статьи Дастин Шрёдер (Dustin Schroeder), доцент кафедры геофизики Стэнфордского университета, «возможно, в этих полостях, наполненных водой, у жизни есть немало шансов существовать, потому что чем ближе к поверхности, тем больше интересных соединений, прилетающих из космоса, с других спутников и от вулканов Ио».

Как признают ученые, предложенный ими сценарий образования двойных гребней настолько сложный, что им вряд ли удалось бы его придумать без земного примера или без продолжительных наблюдений за образованием гребней на Европе.

Остается дождаться данных с аппарата Clipper, который отправится к Европе в 2024 году. Тогда можно будет проверить эту новую гипотезу.