Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
05.03.2014
Редакция Naked Science

Из Америки в Европу

4 марта в NASA объявили о планах отправки миссии к Европе, спутнику Юпитера, который считается ближайшим местом, подходящим для жизни, ? после Земли.

Europa-luna

В проекте американского бюджета на 2015 год, который Белый дом представил в начале этой недели, на миссию к Европе целенаправленно выделено 15 млн долларов ? считанная толика от 17,5 млрд, которые администрация Обамы планирует направить на финансирование работы NASA.

«Миссия к Европе ? исключительно сложна, аппарату предстоит действовать в условиях крайне высокой радиации, ? прокомментировала новость финансовый директор NASA Бет Робинсон (Beth Robinson). ? Она требует огромной подготовки, и запуск может состояться где-то в середине 2020-х годов».

Понятно, что этих 15 млн долларов хватит лишь на первые, предварительные шаги по планированию будущей миссии. Общую же стоимость проекта назвать пока не решается даже Робинсон, хотя некоторые сторонние специалисты называют цифру в 2 млрд долларов.

Стоит сказать, что полет к спутнику Юпитера Европе в планах NASA появился не впервые: за последние годы на проработку различных аспектов миссии потрачено более 150 млн. Фаворитом среди предложенных учеными проектов считается концепция аппарата Europa Clipper, запуск которого авторы предлагают провести в 2025 году.

Европа глазами художника. На переднем плане ? гейзер жидкой воды, бьющий из-подо льда, на заднем ? великан Юпитер

©K. Retherford, Southwest Research Institute

Идея Europa Clipper обсуждается в NASA уже несколько лет. Это будет аппарат, который выйдет на орбиту вокруг Юпитера и совершит не один десяток пролетов в непосредственной близости от Европы. Используя комплект разнообразных бортовых инструментов, он сумеет изучить ледяную поверхность спутника и жидкий океан, который, судя по всему, скрывается под ней. Именно это «тайное море» Европы, подогреваемое мощными приливными силами, которые действуют на спутник, движущийся в неоднородном гравитационном поле Юпитера, считается одним из самых подходящих в Солнечной системе мест для возникновения и развития жизни, пускай и примитивной.

Особый интерес для миссии Europa Clipper будут представлять местные гейзеры ? фонтаны жидкой воды, бьющие время от времени из-под ледяной коры, покрывающей Европу. Открытые совсем недавно, они дают уникальный шанс выяснить состав и свойства скрытого океана спутника.