29.12.2020
5 384

«Хаббл» запечатлел крупнейшее из известных колец Эйнштейна — «Расплавленное кольцо»

3.0

Космический телескоп «Хаббл» сделал снимок редкого оптического эффекта, обусловленного гравитационным воздействием скопления галактик на лучи света. «Расплавленное кольцо» — самое крупное подобное визуальное явление из известных на сегодня.

©NASA, ESA, Hubble

Помимо редких и впечатляющих астрономических явлений, видимых невооруженным глазом, вроде великого соединения Юпитера и Сатурна, есть и не менее красивые, но заметные лишь мощнейшим научным приборам. Таким, например, как космический телескоп «Хаббл», который сделал очередной снимок редкого оптического эффекта — кольца Эйнштейна. На этот раз в объектив орбитальной обсерватории попало «Расплавленное кольцо» GAL-CLUS-022058s в созвездии Печь.

На официальном сайте орбитальной обсерватории не указано, каково расстояние до наблюдаемых объектов, но оно превышает сотни тысяч световых лет. Свет от удаленной галактики на пути к Земле в результате гравитационного линзирования искажается скоплением нескольких более близких галактик. Видимые на снимке дугообразнные искажения — это сильно деформированное и повторенное изображение одного объекта.

«Расплавленное кольцо» GAL-CLUS-022058s получило свое прозвище не только за характерный внешний вид. Оптический эффект при такой обработке снимка и правда выглядит как растянутые капли жидкого металла. Но он еще находится в созвездии Печь, которое видно на небе в Южном полушарии Земли.

Схема оптического эффекта / ©Amitchell125, Wikipedia

Кольца Эйнштейна не только выглядят красиво, они еще предоставляют ученым большой объем полезных данных. Во-первых, гравитационное линзирование позволяет увидеть объекты далеко за пределами чувствительности доступных приборов. По сути, такие «линзы» играют роль еще одного оптического элемента телескопа. А во-вторых, изучая подобные эффекты, можно определить массы объектов, которые создают искажения.

Гравитационное линзирование было предсказано Альбертом Эйнштейном как следствие Общей теории относительности. Поскольку гравитация искажает само пространство-время, около массивных объектов меняется и проходимый фотонами путь. Увидеть замкнутое кольцо можно только в редких случаях, когда Земля, искажающий и искаженный объекты находятся друг относительно друга определенным образом. Даже неполные круги — нечастое явление. Что делает «Расплавленное кольцо» еще более примечательным объектом изучения.