Глобальные бури и «башни» из пыли могли исчерпать всю воду на древнем Марсе — Naked Science

Глобальные бури и «башни» из пыли могли исчерпать всю воду на древнем Марсе

Глобальные пылевые бури, способные охватывать поверхность Марса целиком, поднимают столбы пыли на десятки километров, а с ними — воду, которая еще сохранилась на Красной планете.

Марс до глобальной пылевой бури и в процессе
Марс в 2018 году: до глобальной пылевой бури и в процессе / ©NASA, JPL-Caltech, MSSS

По поверхности Марса то и дело прокатываются пылевые бури. Однако примерно раз в десятилетие они приобретают глобальный масштаб, охватывая планету целиком. В начале 1970-х зонд Mariner 9 впервые наблюдал это явление с орбиты, а в 2018-м такая буря поставила точку в долгой миссии марсохода Opportunity. Однако в последнем случае за бурей следил целый флот аппаратов, работающих на поверхности и орбите Красной планеты.

Анализируя собранные тогда данные, ученые обратили внимание на «пылевые башни» — плотные облака пыли, разогретые Солнцем и поднимающиеся от поверхности высоко в атмосферу. Они появляются и в обычных обстоятельствах, однако во время глобальных пылевых бурь образуются намного чаще. Такие структуры могут быть устойчивы и служат своего рода «космическим лифтом», на котором уносятся прочь различные малые молекулы — прежде всего вода.

В далеком прошлом такой механизм мог сыграть свою роль в превращении Марса из полной влаги планеты в сегодняшнюю пустыню, обширную и сухую. Об этом Николас Хивенс (Nicholas Heavens) из Университета Хэмптон рассказывает в статье, опубликованной в Journal of Atmospheric Science.

«Пылевую башню» видно по центру в нижней части снимка, сделанного зондом MRO: голубоватое облако возле него — водный пар / ©NASA, JPL-Caltech, MSSS

Хивенс опирался на данные американского орбитального зонда MRO, который непрерывно следит за движениями пыли и пара с помощью инфракрасного спектрометра Mars Climate Sounder. Во время глобальной бури в 2018 году инструмент различил великое множество «пылевых башен». В обычных условиях они не только менее многочисленны, но и не так устойчивы: по данным MRO, некоторые могут сохранять стабильность на протяжении более чем трех недель.

Все это создает мощный «конвейер», который выносит с поверхности легкие молекулы, увлеченные за собой частицами пыли. Расширяющимся столбом «пылевые башни» поднимают пыль на десятки километров, разбрасывая ее на высоте и превращая планету в красно-бурый шар. В атмосфере молекулы воды могут распадаться под действием солнечного излучения: возможно, в прошлом именно такой механизм постепенно исчерпал водные ресурсы Марса.

Помимо этого, удалось выяснить, как это извержение происходило и какую роль сыграло в развитии майяской цивилизации.

По заказу Лувра «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо» оцифровали с помощью мультиспектральной камеры высокого разрешения. В итоге ученым удалось предположить, что помогало Леонардо да Винчи при создании этой картины.

По словам авторов эксперимента, им удалось выявить у черных ворон важный маркер сознания — способности субъективно переживать события внешнего мира и собственной жизни.

640 лет назад завершилось крупнейшее сражение средневековой Европы — битва на Куликовом поле. В конце XX века ряд историков заявил: это была мелкая незначительная стычка, а вовсе не масштабное событие, запустившее формирование единого русского государства. По их мнению, ни о какой борьбе Москвы с Золотой Ордой в этом сражении просто не могла идти речь: места на поле боя недостаточно. Получается, события, описанные в летописях, были почти полной выдумкой. Однако теперь ситуация вдруг развернулась на 180 градусов: оказалось, место сражения действительно лежит в Тульской области… но совсем на другом поле. И это заметно меняет всю историю Руси того времени. Попробуем разобраться почему.

Недавно запущенный китайский потенциально многоразовый космический аппарат вернулся домой. Как стало известно, перед этим от него отсоединился некий объект, предназначение которого неизвестно.