Длинный «радиомост» соединил готовящиеся к слиянию скопления галактик — Naked Science

Длинный «радиомост» соединил готовящиеся к слиянию скопления галактик

4.6

Между далекими и большими скоплениями галактик, которые сближаются и рано или поздно сольются, вытянулся «мостик» длиной в миллионы световых лет, отлично видимый в радиодиапазоне.

Abell 1758: композитное изображение
Abell 1758: композитное изображение / ©NASA, CXC, SAO, SDSS, Schellenberger et al.

Расположенная на расстоянии около трех миллиардов световых лет структура Abell 1758 состоит из пары скоплений галактик: «северного» A1758N и «южного» A1758S. Каждое из них, в свою очередь, включает два субкластера, находящихся в процессе слияния. В A1758N оно произошло еще сотни миллионов лет назад, и сейчас ее «внутренние» скопления расходятся, чтобы через какое-то время снова начать сближение. В A1758S сближение еще продолжается.

Эти события вызывают ускорение свободных электронов, которые начинают излучать и создают вокруг обеих пар Abell 1758 гало, видимое в радиодиапазоне. Пока обе пары Abell 1758 разделяет дистанция около 6,5 миллиона световых лет, однако они продолжают сходиться — и между ними уже вытянулась длинная радиоволновая «перемычка». Об этом сообщается в новой статье, опубликованной в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Не так давно радиотелескоп LOFAR впервые заметил подобный «мостик» у сливающихся скоплений Abell 0399 и Abell 0401. Как предполагается, наличие столь крупной структуры свидетельствует о том, что соседние скопления галактик уже соединяются перемычкой магнитных полей, которая служит естественным синхротроном, ускорителем частиц, и заставляет их излучать. По другой версии, ускорение может происходить по механизму Ферми — в результате многократного отражения частиц от магнитных «пузырей» сталкивающихся скоплений.

Чтобы проверить эти гипотезы, команда Андреа Боттеона (Andrea Botteon) из Лейденской обсерватории провела новые наблюдения с помощью телескопа LOFAR, рассмотрев радиоволновый «мостик» в Abell 1758. Расчеты показали, что синхротронного ускорения недостаточно для того, чтобы возникла столь масштабная структура. Частота, на которой была видима эта перемычка (144 МГц), также указала на дополнительный вклад, вносимый ускорением Ферми.

Похоже, при слиянии скоплений галактик совместное действие обоих механизмов заставляет свободные частицы ускоряться до релятивистских скоростей и может приводить к возникновению «перемычек», которые вытягиваются на миллионы световых лет.