Черная дыра в центре Млечного Пути превратила соседние красные гиганты в голубые — Naked Science
15.12.2020

4.3

Дефицит красных гигантов возле сверхмассивной черной дыры в центре Галактики объяснили «сдуванием» их внешних оболочек.

©NASA, CXC, UMass, NRF, SARAO, MeerKAT, Wang et al.

В активном центре нашей Галактики находится сверхмассивная черная дыра массой более четырех миллионов солнц. Ее ближайшие окрестности густо заполнены пылью и звездами разных видов. Однако среди них наблюдается нехватка красных гигантов — старых, массивных и ярких звезд с «раздувшимися» внешними оболочками. Чешские астрофизики связали этот дефицит с влиянием самой черной дыры; об этом они пишут в статье, опубликованной в Astrophysical Journal.

Михаль Заячек (Michal Zajaček) и его соавторы рассмотрели пространство в пределах 0,5 парсека от центра Галактики — около 1,6 световых лет. Ученые отметили, что исходящие отсюда пузыри Ферми — излучающие облака разогретого газа — указывают на катастрофическое событие, произошедшее в окрестностях сверхмассивной черной дыры примерно четыре миллиона лет назад. По-видимому, тогда в нее упало нечто весьма массивное, что привело к выбросу потоков излучения и материи. Эти же процессы могли вызвать абляцию красных гигантов, «сдув» их внешние оболочки: благодаря своим размерам и «рыхлости» такие звезды особенно чувствительны к подобному воздействию.

Стоит напомнить, что красные гиганты возникают на поздних этапах эволюции массивных звезд, в центре которых накапливается так много гелия, что реакция слияния водорода здесь останавливается, но продолжается в оболочке, окружающей ядро звезды. Это заставляет ее расширяться и, соответственно, остывать: в результате звезда превращается в «рыхлого», яркого, но сравнительно холодного великана. Диаметр красных гигантов может в сотню раз превышать диаметр Солнца — неудивительно, что они особенно подвержены абляции.

Возможно, около четырех миллионов лет назад, пока сверхмассивная черная дыра в центре Галактики поглощала большие объемы материи, из ее окрестностей выбрасывались мощные плазматические джеты. Вращаясь вокруг звезды, они могли сотни и тысячи раз пройти сквозь эти потоки, при этом красные гиганты быстро теряли свои внешние холодные оболочки. По оценкам ученых, такой механизм должен был особенно эффективно действовать в непосредственной близости от дыры, на расстоянии до 0,13 световых лет. Дефицит красных гигантов на большем удалении может возникать по другим причинам.