В центре Млечного Пути обнаружилась пара энергетических «трубопроводов» — Naked Science
21.03.2019

В центре Млечного Пути обнаружилась пара энергетических «трубопроводов»

Ядро нашей Галактики может терять вещество и энергию через пару «трубопроводов» — структур, уходящих в огромные пузыри Ферми, которые раздуваются по ее сторонам.

xmm0

Как и у других крупных галактик, в центре Млечного Пути расположена сверхмассивная черная дыра. Набирая порядка 4,3 миллиона масс Солнца, она притягивает большие количества материи, которая образует плотные облака. Выше и ниже плоскости Галактики над ними выступает пара гигантских «пузырей Ферми» — областей, излучающих в рентгеновском и гамма-диапазоне. Они напоминают песочные часы, растянутые в обе стороны на 25 тысяч световых лет.

Природа этих структур неизвестна: они могут быть и реликтом катастрофы, случившейся в Галактике миллиарды лет назад, и результатом процессов, протекающих в ее центре сегодня. Так или иначе, но наблюдения, проведенные космическим рентгеновским телескопом XMM-Newton, позволили напрямую связать пузыри Ферми с ядром Млечного Пути.

Центр Млечного Пути глазами XMM-Newton. От сверхмассивной черной дыры Стрелец A* вверх и вниз от плоскости поднимаются северная и южная «трубы», а над ними видны нижние части гигантских пузырей Ферми / ©ESA, XMM-Newton, G. Ponti et al.

На основе данных, собранных XMM-Newton в 2016-2018 годах, ученые выстроили трехмерную карту скоплений и потоков горячих газов в центре Галактики. Она позволила заметить пару вытянутых структур — «трубопроводов», которые поднимаются в противоположных направлениях к пузырям Ферми. Об этом ученые пишут в статье, опубликованной в журнале Nature.

На схеме справа пузыри Ферми показаны сиреневым цветом, а обнаруженные недавно питающие их структуры «трубопроводов» — синим / ©ESA, XMM-Newton, G. Ponti et al., Gaia, DPAC

По этим данным, структуры тянутся более чем на 500 световых лет, а начинаются всего в 160 световых годах от сверхмассивной черной дыры. Авторы — в их числе стоит упомянуть известного российского астрофизика, сотрудника ИКИ РАН Евгения Чуразова — предполагают, что именно эти активно излучающие структуры питают пузыри Ферми.