09.01.2020

Астрономы заявили об обнаружении источника одного из повторяющихся быстрых радиовсплесков

Европейские и канадские специалисты пришли к выводу, что источник быстрого радиовсплеска FRB 180916.J0158+65 расположен в районе активного звездообразования в одной из массивных спиральных галактик.

SDSS J015800.28+654253.0
SDSS J015800.28+654253.0 / ©Shriharsh

Быстрыми радиовсплесками, или Fast Radio Bursts (FRB), называют единичные радиоимпульсы неизвестного происхождения, имеющие чрезвычайно короткую длительность. При этом энергия такого всплеска, по оценкам специалистов, может быть эквивалентна выбросу в космическое пространство энергии, испускаемой Солнцем в течение нескольких десятков тысяч лет.

Первый Fast Radio Bursts обнаружили в 2007 году: это явление быстро стало одной из главных космических загадок, вокруг которой, как и бывает в таких случаях, родилось множество мифов. Иногда высказываются и фантастические версии (активность гипотетического внеземного разума, например), но ученые традиционно предлагают менее «романтическое» объяснение феномена: например, что FRB — это следствие активности нейтронных звезд.

Теперь астрономы из Канады и Нидерландов выявили источник одного из быстрых радиовсплесков, а именно — FRB 180916.J0158+65. Им оказался регион активного звездообразования в массивной спиральной галактике SDSS J015800.28+654253.0, условная удаленность которой от Земли составляет 470 миллионов световых лет (это самый близкий из известных источников). Протяженность галактики оценивают в семь световых лет. Важно отметить, что характеристики источника отличаются от других уже известных источников Fast Radio Bursts.

Источник FRB 180916.J0158+65 / ©ScienceAlert

«Местоположение этого объекта радикально отличается от местоположения не только ранее обнаруженных повторяющихся FRB, но и всех изученных FRB», — говорит астроном Кензи Ниммо (Kenzie Nimmo) из Амстердамского университета.

Нужно пояснить, что первым локализованным повторяющимся быстрым радиовсплеском стал FRB 121102. Его источник — чрезвычайно удаленная от нас карликовая галактика. Вероятно, FRB 121102 породили «экстремальные» условия, такие как активность сверхмассивной черной дыры в центре галактики.

Напомним, ранее астрономы выяснили, что источником еще одного радиовсплеска — FRB 190523 — может быть галактика, которая по возрасту и размерам похожа на Млечный Путь. Таким образом, как видно из вышеперечисленных примеров, FRB, вероятно, могут образовываться в совершенно разных условиях.

Возможно, ответить на вопрос об их природе поможет новый искусственный интеллект, который уже выявил более 70 быстрых радиовсплесков.