04.05.2021
2 679

Астрономы заметили еще один «странный радиокруг» у далекой галактики

4.4

В прошлом году ученые обнаружили в далеком космосе несколько чрезвычайно тусклых колец радиоизлучения неизвестной природы, а теперь нашли еще одно, самое большое.

©Koribalski et al., 2021

В 2020 году астрономы, работавшие на радиоинтерферометре ASKAP в Австралии, заметили четыре необычные структуры в форме колец размерами около одной угловой минуты. Они выглядели так необычно, что ученые решили проверить, не связаны ли эти «странные радиокруги» (Odd Radio Circles, ORCs) с ошибками техники или наблюдений. Однако такие же чрезвычайно слабые и далекие сигналы удалось обнаружить в архивных данных, которые получили ранее, независимо от работы на ASKAP.

С чем связано появление ORCs, пока не известно. Они могут быть результатом взрывов сверхновых, роста новых светил в «звездных колыбелях» или «эхом» невероятно мощных событий, произошедших в далеком прошлом. А недавно астрономы обнаружили пятый такой объект, самый крупный: диаметр этого ORC оценивают примерно в 980 тысяч световых лет, с крупную галактику. Об этом рассказывается в статье, которая готовится к публикации в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society Letters и уже доступна в открытой библиотеке препринтов arXiv.org.

Бербель Корибальски (Bärbel Koribalski) и ее коллеги обращают внимание на то, что форма «радиокруга» ORC J0102–2450 может указывать на присутствие в центре эллиптической галактики. Это было замечено и для трех из четырех предыдущих ORCs и, возможно, указывает на природу таких объектов. В самом деле, многие галактики содержат активный центр, который выбрасывает мощные потоки релятивистских частиц. Эти потоки способны достигать межгалактического пространства и создавать ударную волну. Возможно, слабое радиоизлучение «странных кругов» возникает именно там.

Альтернативные сценарии появления ORCs заключаются в слиянии пары сверхмассивных черных дыр или же других катастрофических процессах, сопровождающих столкновения галактик. Однако авторы считают эти варианты менее вероятными. Скорее всего, «радиокруги» возникают именно тогда, когда центральная черная дыра выбрасывает релятивистские джеты, а те достигают межгалактической среды. Впрочем, проверить это позволят лишь новые наблюдения.