03.07.2019

Источник космического быстрого радиовсплеска озадачил ученых

Быстрый радиовсплеск FRB 190523 теоретически способен приоткрыть завесу тайны одного из самых странных астрономических явлений, но пока что его обнаружение породило лишь новые вопросы.

galaxy_ngc_1275

Быстрые радиовсплески, или Fast Radio Bursts (FRB), — единичные радиоимпульсы длительностью несколько миллисекунд, которые регистрируют радиотелескопы. Обычная энергия всплесков, по оценкам исследователей, эквивалентна выбросу в космическое пространство энергии, испускаемой Солнцем в течение нескольких десятков тысяч лет. При этом природа FRB до сих пор остается неизвестной.

Одна из теорий гласит, что Fast Radio Bursts — не что иное, как следствие существования нейтронных звезд с исключительно мощными магнитными полями — магнетаров. Руководствуясь этим тезисом, ранее ученые предположили, что быстрые радиовсплески могут возникать лишь в молодых карликовых галактиках, где находится множество якобы порождающих их магнетаров.

Согласно ранее построенным моделям, диаметр магнетара может составлять всего 20-30 километров, однако масса большинства таких объектов должна превышать массу Солнца. Горошина материи магнетара может весить более 100 миллионов тонн.

Однако, похоже, версию о связи FRB с магнетарами придется пересмотреть или дополнить. Сейчас исследователи обнаружили быстрый радиовсплеск FRB 190523, возникший в космосе на расстоянии примерно 7,9 миллиарда световых лет от Земли. Ученые выяснили, что его источником может быть галактика, которая с точки зрения ее возраста и размеров похожа на нашу. «Это открытие говорит нам, что каждая галактика — даже обычная, как  Млечный Путь, — может генерировать FRB», — говорит Викрам Рави (Vikram Ravi) из радиообсерватории Оуэнс-Вэлли Калифорнийского технологического института.

Месторасположение объекта (слева), увеличенная галактика (в центре) и всплеск FRB 190523 в радиоспектре (справа) / ©sciencealert

«Теория о том, что FRB происходят из магнетаров, была разработана отчасти потому, что более ранний FRB 121102 происходил из активной звездообразующей среды, где молодые магнетары могут образовываться в сверхновых, оставшихся от массивных звезд», — уточнил Рави.

Ранее искусственный интеллект обнаружил 72 радиосигнала неизвестной природы с расстояния в три миллиарда световых лет от Земли. И сделал это лучше, чем человек и стандартные компьютерные алгоритмы.

А недавно ученые зафиксировали повторяющийся быстрый радиовсплеск, который исходил из одного источника. Ранее именно такое явление наблюдалось лишь однажды.