06.09.2021
59 503

Астрономы уточнили размеры и орбиту загадочной «планеты Х»

5.2

Новые расчеты показали, что гипотетическая планета на периферии Солнечной системы совсем не так далека и массивна, как предполагали до сих пор.

Несколько лет назад астрономы заметили, что траектории далеких транснептуновых объектов Солнечной системы искажены, будто под влиянием гравитации неизвестного тела. Тогда Майкл Браун (Michael Brown) и Константин Батыгин из Калифорнийского технологического института предположили, что так проявляет себя до сих пор не открытая массивная планета, расположенная далеко за орбитой Плутона.

Несмотря на некоторые интересные находки, никаких четких свидетельств существования таинственной «планеты Х» так и не появилось. Поэтому многие специалисты считают, что исходные данные неточны, а другие объясняют эти эффекты без участия невидимой планеты. Однако третьи продолжают развивать гипотезу, и недавно Браун и Батыгин представили более точные и выверенные оценки размеров и орбиты девятой планеты. Об этом они пишут в статье, принятой к публикации в Astrophysical Journal и доступной в открытой библиотеке препринтов arXiv.org.

В новой работе астрономы тщательнее отобрали объекты Пояса Койпера, в траекториях движения которых наблюдаются аномалии. Из рассмотрения исключили те, орбиты которых искажаются под влиянием притяжения Нептуна. В результате осталось лишь 11 небесных тел. Статистическая обработка показала, что вероятность их случайной кластеризации составляет всего 0,4 процента, и скорее всего, на эти тела влияет чья-то «посторонняя» гравитация.

Проведя расчеты с опорой только на 11 объектов, Браун и Ботыгин получили уточненные оценки «планеты Х». Согласно им, ее масса составляет 6,2 массы Земли, а большая полуось орбиты — 380 радиусов орбиты Земли (астрономических единиц). Гипотетическая планета совершает полный годовой оборот вокруг Солнца за 7400 наших лет. Если эти цифры верны, то она находится намного ближе, чем показывали предыдущие расчеты, и весит почти вдвое меньше.