Тысячелетний год: определена орбита самого удаленного из видимых планетоидов Солнечной системы — он более чем втрое дальше Плутона — Naked Science

Благодаря все более мощным наземным телескопам астрономы получают возможность отслеживать на небосводе все более бледные объекты. Еще пару десятков лет назад такое было невозможно: ученые смогли провести серию оптических наблюдений планетоида 2018 AG37, расположенного в 132 раза дальше от Солнца, чем Земля. Вдобавок этих наблюдений оказалось достаточно, чтобы определить параметры его орбиты.

Моделирование орбиты FarFarOut (2018 AG37) на основе самых последних данных. Использованное количество наблюдений — девять, с января 2018 по январь 2020 года. На изображении показано положение планет и планетоида по состоянию на 24 февраля 2019 года / ©Horizons system, Jet Propulsion Laboratory (JPL)

Объект с временным названием FarFarOut («Очень-очень далеко» или «Очень круто») был обнаружен в 2018 году и получил индекс 2018 AG37. Его удаленность от нас получилось определить лишь примерно — около 140 астрономических единиц, то есть средних расстояний между Землей и Солнцем. Человечеству известны и более далекие объекты Солнечной системы, но наблюдать их, а соответственно, и уточнять орбиту пока нет возможности.

Как пишет интернет-издание Phys.org, обновить данные о 2018 AG37 смогла группа астрономов под руководством Чедвика Трухильо (Chadwick Trujillo) из Университета Северной Аризоны (США). Для этого они использовали данные за несколько лет наблюдений на телескопах «Субару» и Магеллановом, а также обсерватории «Джемини». Такой большой период сбора информации потребовался из-за медленного движения FarFarOut по небосводу.

Но теперь, когда дуга наблюдений стала достаточно большой, можно уверенно сказать, что 2018 AG37 делает один оборот вокруг Солнца примерно за тысячу лет. Он двигается по сильно вытянутой орбите и во время максимального сближения со звездой пересекает орбиту Нептуна (27 астрономических единиц). Это важно, поскольку означает, что самая дальняя планета-гигант сильно влияет на траекторию движения FarFarOut. Более того, Нептун является основным «возмутителем» орбиты 2018 AG37, и с помощью этого планетоида не получится найти девятую планету.

Шкала расстояний в Солнечной системе на фоне поверхности FarFarOut в представлении художника, яркая звезда вдали — Солнце. На линейке в астрономических единицах (149,6 миллиона километров) отмечены средние расстояния от Солнца до планет, а также наибольшие известные расстояния от него до некоторых карликовых планет и крупных астероидов. FarFarOut в три с половиной раза дальше от звезды, чем Плутон / ©Roberto Molar Candanosa, Scott S. Sheppard (Carnegie Institution for Science), Brooks Bays (University of Hawaii)

Кстати говоря, несмотря на столь значительный прогресс в изучении 2018 AG37, он все равно пока не получит официального названия. Определенные астрономами параметры его орбиты все еще недостаточно точны. И на улучшение этих данных может уйти несколько лет наблюдений на самых мощных телескопах мира — настолько FarFarOut мало солнечного света отражает.

На основе имеющихся данных ученые оценивают диаметр 2018 AG37 в 400 километров в поперечнике. То есть он относится к самым маленьким карликовым планетам. Скорее всего, этот планетоид имеет форму, близкую к шарообразной, а в его составе много льда. Но это лишь обоснованные предположения, точность которых пока трудно проверить.

Поиски загадочной девятой планеты Солнечной системы приносят множество результатов, правда, пока без самого главного — собственно, массивного тела на большом удалении от звезды, которое бы объяснило аномалии в орбитах некоторых транснептуновых объектов. Трухильо выступает одним из наиболее приверженных сторонников гипотезы существования еще одной суперземли на большом удалении от Солнца: ее орбита должна колебаться между 200 и 1200 астрономическими единицами от звезды.

По мнению Чедвика и его коллег, на существование девятой планеты указывают многие аномалии орбит транснептуновых объектов, в частности Седны. Но каких-либо четких улик ученым собрать до сих пор не удалось — для этого необходимо найти как можно больше далеких планетоидов и уточнить их орбиты. Именно поэтому Трухильо пристально исследует самые дальние рубежи Солнечной системы: он уже стал соучастником открытия почти десятка планетоидов, включая FarFarOut.