30.10.2023

В Индонезии нашли самые древние ножи из акульих зубов

5.1

На индонезийском острове Сулавеси международная группа археологов обнаружила ножи, сделанные из зубов тигровой акулы. Их возраст составляет около пяти-семи тысяч лет. По словам ученых, это самые древние находки такого рода на сегодня.

Ножи из зубов тигровой акулы
Ножи из зубов тигровой акулы. Красным отмечены следы природного клея / © www.cambridge.org / Автор: Андрей Чернов

Ножи из акульих зубов ученым были известны и раньше, однако самой старой такой находке менее пяти тысяч лет. Международная группа ученых, в которую вошли специалисты из университетов Гриффита (Австралия) и Хасануддина (Индонезия), представила в журнале Antiquity результаты исследования более древнего артефакта.

Два акульих зуба со следами обработки и использования обнаружили во время раскопок так называемой тоалейской культуры. Ее представители — охотники-собиратели — жили на острове Сулавеси с середины позднего голоцена до времени австронезийских неолитических земледельцев, пришедших из материковой Азии примерно 3,5 тысячи лет назад.

Археологи определили, что зубы принадлежат тигровой акуле Galeocerda cuvier. На них обнаружили следы перфорации. У первого из них, найденного в пещере Леанг-Паннинге, просверлены два отверстия в районе корня. Другой зуб, обнаруженный в пещере Леанг-Булу-Сипонг-1, имеет одно отверстие. При этом «нож» сломан, поэтому ученые предположили, что он тоже имел два отверстия.

Раскопки в пещерах на острове Сулавеси / © www.cambridge.org

Исследование зубов с помощью микроскопа показало, что когда-то они были плотно прикреплены к рукоятке нитями растительного происхождения и веществом, похожим на клей. Такой же метод крепления акульих зубов к рукояти ножа сегодня повсеместно используют разные культуры, разбросанные по островам Тихого океана.

Тигровая акула — одна из самых крупных существующих, длиной до 5,5 метра и массой до 600 килограммов. Ее добыча без использования металлических орудий достаточно сложна и сопряжена с большой опасностью.

Зубы происходили из слоев, связанных с культурой тоала, поэтому археологи датировали их периодом пять-семь тысяч лет назад. Они считают, что это самые древние ножи из акульих зубов. Но, по мнению исследователей, эти зубы едва ли использовали в качестве повседневных орудий, ведь они быстро затупляются. Кроме того, во многих культурах такие предметы служат для разрешения конфликтов и в ритуальных целях. Вероятно, аналогичную задачу акульи ножи выполняли пять-семь тысяч лет назад.