29.12.2022
Анна Новиковская
1 318

Археологи выяснили, что голубей тянуло к людям еще 3000 лет назад

5.0

Изучив фреску в древнеегипетском дворце, ученые обратили внимание на изображение сизого голубя, который, учитывая контекст фрески и природный ареал этого вида, не должен был на ней присутствовать.

Голуби на фреске Зеленой комнаты во дворце дочери фараона / © 10.15184/aqy.2022.159

В 1924 году, во время раскопок в Амарне в Египте, где находятся руины столицы фараона Эхнатона, обнаружили дворец Меритатон, дочери фараона и великой царицы Нефертити. Многие его комнаты были богато украшены, но особое внимание исследователей привлекла так называемая Зеленая комната: стены в ней были расписаны фресками, изображающими дикую природу папирусного болота.

Поражает детализация фрески: все растения и животные изображены в мельчайших деталях, и даже в современном поврежденном состоянии (результат неудачной попытки консервации фрески в 1926 году) достаточно узнаваемы, чтобы их можно было определить вплоть до вида.

Ранее ученые уже идентифицировали зимородков и голубей, а на этот раз британским исследователям удалось определить трясогузок и сорокопутов, все еще встречающихся в окрестностях Амарны. Впрочем, особенно их заинтересовали рисунки голубей, ведь изображенный сизый голубь не живет на папирусных болотах: это обитатель скал в пустыне, находящейся за пределами долины Нила.

Ученые предполагают, что голубей издревле тянуло к людям и, как в современных городах, они охотно селились в нетипичных для их вида местах, если это обеспечивало легкий доступ к пище — зерну, выращиваемому человеком. Впрочем, не исключено, что создатели фрески изобразили голубей просто как «диких птиц вообще», не обратив внимание или сознательно проигнорировав их ареал.

Даже спустя три тысячелетия работа художника не может не восхищать / © 10.15184/aqy.2022.159

По мнению археологов, обитатели дворца могли использовать Зеленую комнату как место для отдыха: были найдены изображения аналогичных помещений, в которых женщины собирались вместе, чтобы общаться и музицировать. В таком случае важнее была общая «атмосфера» фрески — дикая, неукрощенная природа болота, — а не реалистичность изображения.

Исследование опубликовано в журнале Antiquity.