27.02.2023
Александра Медведева
3 756

Ученые описали, откуда взялась и как эволюционировала чума в средневековой Дании

4.7

Используя ДНК чумной палочки, выделенную из древних человеческих зубов, ученые впервые смогли описать эволюцию различных штаммов этой бактерии на территории средневековой Дании, а также историю эпидемий чумы в королевстве. Оказалось, на протяжении сотен лет чуму несколько раз независимо друг от друга завозили в Данию из других регионов Европы.

Захоронение в соборе Рибе (Дания)
Захоронение в соборе Рибе (Дания)/ © Museum of Southwest Jutland / Автор: Telestis Scaevinius

В период с 1000 по 1800 год в Европе происходили периодически вспышки чумы. Однако археологические исследования предоставляют крайне мало информации о распространении этой болезни в средневековой Дании, в отличие от других стран, таких как Англия и Италия. Чтобы восполнить этот пробел, ученые из Университета Макмастера (Канада) исследовали древние человеческие зубы.

Они принадлежали более чем трем сотням человек, останки которых обнаружили в 13 различных археологических памятниках Дании. Зубы могут веками сохранять следы этой передающейся через кровь инфекции, и из них авторы смогли выделить ДНК бактерии возбудителя чумы — чумной палочки (Yersinia pestis). Ученые восстановили и секвенировали геномы различных штаммов бактерий, чтобы сравнить друг с другом, а также с современными образцами.

ДНК Y. pestis выявили у 13 человек, при этом девять образцов содержали достаточно генетической информации для того, чтобы сделать выводы об истории чумы в Дании. Оказалось, болезнь завозили в страну несколько раз из других регионов Европы, и большинство смертей в Дании были вызваны совсем недавно занесенными патогенами. Это раскрывает важные демографические аспекты эволюции чумы не только в Дании, но и в других странах Европы.

Уникальные для Дании последовательности ДНК Y. pestis перемежались в образцах со средневековыми и ранними современными последовательностями чумной палочки из других европейских регионов, в том числе из России и Прибалтики.

Самое ранее из известных проявлений чумы в Дании относится к 1333 году — времени, когда на европейском континенте бушевала пандемия, известная как черная смерть, а последнее — к 1649 году. Большинство мест, где ученые обнаружили следы чумной палочки, были портовыми городами, хотя одна из последних вспышек поразила небольшую сельскую местность в центре страны, так что вероятно, патоген завезли по земле.

Результаты исследования ученые опубликовали в журнале Current Biology.