5 мая
12 461

Археологи нашли на потолке самые большие наскальные рисунки в Северной Америке

4.3

Пещера, где обнаружили изображения, непохожие ни на что прежде известное, открыта учеными давно. Но «увидеть» ее изукрашенный потолок удалось только сейчас — с помощью не совсем археологической техники.

Ученые считают, что это изображение человека в ритуальном облачении / ©Jan Simek et al.

В 1998 году в Алабаме археологи нашли пещеру, в которой обнаружили несколько фрагментов керамики, а также кусочки угля, пригодные для радиоуглеродного датирования. Керамика оказалась сходной с образцами вудлендского периода (примерно с 1000 года до нашей эры по 1000 год нашей эры). Радиоуглеродный анализ дал две даты для двух групп образцов: получалось, что пещеру гарантированно посещали в 133-433-х и 660-949 годах нашей эры.

Группа ученых под руководством Яна Симека (Jan Simek) из Университета Теннесси (США) провела работу по исследованию потолка этой пещеры: надо сказать, он очень низкий — от 60 сантиметров до 1,25 метра. Результаты представлены в работе, опубликованной в журнале Antiquity.

Высота пещеры местами не превышает 60 сантиметров, что вынуждает археологов работать в непростых условиях / ©Jan Simek et al.

Сама 19-я пещера в Алабаме (номера вместо имен собственных археологическим памятникам иногда дают в целях сохранения в тайне их местоположения) огромна. В ней есть как вертикальные шахты, характерные для карстовых пещер, так и камеры с низкими потолками, образованные промывами.

На потолке именно такой камеры площадью 20 на 25 метров ученые выявили самые крупные из известных на сегодня североамериканских наскальных рисунков. До сих пор на них не обращали внимание, потому что их сложно увидеть: для этого надо лечь на пол. Симек же применил метод фотограмметрии — давно известный и широко используемый в прикладных целях, но не в археологии.

Незадолго до того, когда рисунки были сделаны, на потолке пещеры образовался тонкий слой глины — возможно, это остаточные явления после крупного селевого потока. Вот именно в этом слое и вытеснены рисунки. Сейчас сложно сказать, пользовались художники какими-либо инструментами или рисовали кончиками пальцев.

Особый микроклимат пещеры не только обеспечил «холст» для наскальных картин, но и сохранил их: слой глины оказался законсервирован окислением, вызванным конденсацией влаги.

Что рисовали жители доколумбовой Америки? Людей и животных. Так, на потолке вполне различимо изображение гремучей змеи длиной около трех метров — считается, что она была священным животным у ряда коренных народов юго-востока современных США.

По мнению ученых, это изображение гремучей змеи / ©Jan Simek et al.

Ученые описали пять самых крупных рисунков. Кроме гремучей змеи, на потолке оказались изображения человеческих фигур и сложный узор. Две из антропоморфных фигур немного длиннее 1,8 метра, еще одна — чуть длиннее 90 сантиметров. Эти люди, судя по всему, облачены в церемониальные одежды и совершают какие-то обряды.

Исследователи предположили, что некоторые из антропоморфных фигур изображают не людей, а призраков, а весь комплекс рисунков посвящен миру духов. Проверить эту гипотезу пока невозможно.

Симек полагает, что применение фотограмметрии для исследования пещер со следами пребывания людей позволит найти еще подобные рисунки. И тогда уже можно будет говорить о системе представлений, а не о творчестве одного человека (или группы художников).

Карта потолка пещеры. Белым цветом выделены рисунки / ©Jan Simek et al.

В пользу гипотезы Симека о предмете изображения (потусторонний мир) говорит то, какое именно место выбрано для рисунков. Камера, где их нашли, находится в темной зоне пещеры, то есть туда не доходит солнечный свет. Древние художники рисовали свои картины при свете факелов из арундинарии (или американского бамбука). Собственно, по остаткам факела и была поставлена одна из дат посещения пещеры.

Кроме того, практически все народы доколумбовой Северной Америки (и живущие на территории современных США и на территории Мезоамерики) считали пещеры проходом в царство мертвых.

Поздний вудлендский период, к которому, по всей видимости, относятся рисунки, характеризуется тем, что население востока Северной Америки начало расселяться по все большим площадям, хотя не сильно увеличилось численно. Это привело к изоляции племен, которые раньше поддерживали культурные и торговые связи.

В результате некоторые элементы материальной культуры у разных народов оказались совершенно уникальными: например, некоторые обходились без луков и стрел, хотя распространение этого оружия было крайне широким.

Насколько такие народы могли сохранить общие культурные и религиозные представления — вопрос будущих исследований.