13 июля

Преобладание ферментированных продуктов в рационе признали полезным для здоровья

5.9

Стэнфордское исследование показало, что диета, в которой преобладают ферментированные продукты, повышает разнообразие микробиома кишечника и снижает уровни белков воспаления в организме взрослых людей.

Квашеная капуста
Квашеная капуста — старинное русское ферментированное блюдо, богатое клетчаткой, витаминами (А, С, К, группы В) и макроэлементами (железо, магний, кальций) / © WikiFood

Микробиом кишечника — совокупность микроорганизмов, бактерий, вирусов, простейших и грибов, а также их коллективный генетический материал, присутствующий в желудочно-кишечном тракте. Это все играет важную роль в усвоении питательных веществ и минералов, синтезе ферментов, витаминов и аминокислот и производстве короткоцепочечных жирных кислот. Побочные продукты ферментации ацетат, пропионат и бутират необходимы здоровому кишечнику и обеспечивают энергией эпителиальные клетки, повышают целостность эпителиального барьера, а также отвечают за иммуномодуляцию и защиту от патогенов.

Ученые продолжают изучать функцию микробиома кишечника и его роль в здоровье и метаболизме. Так, известно, что за микробиоту отвечает в том числе питание. Исследователи из Стэнфордской школы медицины (Калифорния, США) проверили, как два типа диеты, нацеленных на микробиоту, — с высоким содержанием растительной клетчатки или ферментированных продуктов — влияют на микробиом и иммунную систему здоровых взрослых. В то время как богатый клетчаткой рацион связан с более низким уровнем смертности, потребление ферментированных продуктов (подвергнутых воздействию различных видов бактерий и получивших новые вкусовые качества и полезные свойства) помогает в поддержании веса и может снизить риск развития диабета, рака и сердечно-сосудистых заболеваний. Результаты работы опубликованы в журнале Cell.

В клиническом исследовании 36 участников случайным образом распределили на две группы по 18 человек: первая десять недель придерживалась диеты, которая включала в основном ферментированные продукты (к ним относят йогурты, кефир, творог, кимчи и другие обработанные таким способом овощи, а еще рассолы и чайный гриб). В рационе второй группы преобладала пища с высоким содержанием клетчатки.

Затем авторы работы анализировали образцы крови и стула: их собирали за три недели до старта эксперимента, во время и спустя четыре недели после, когда испытуемые вернулись к привычному образу жизни.

Результаты показали, что диета с высоким содержанием ферментированных продуктов увеличила разнообразие кишечных микробов, причем максимальный эффект наблюдали именно от больших порций. Четыре типа иммунных клеток показали меньшую активацию у всех участников первой группы. Уровни 19 воспалительных белков, измеренные по образцам крови, также снизились: один из них — провоспалительный цитокин интерлейкин-6 связан с такими состояниями, как ревматоидный артрит, диабет второго типа и хронический стресс.

Во второй группе, где делали упор на клетчатку (бобовые, семена, цельнозерновые, орехи, овощи и фрукты), уровни воспалительных белков остались прежними, как и в среднем разнообразие кишечных микробов. «Мы думали, что повышенное содержание клетчатки даст более положительный эффект и повысит разнообразие микробиоты, — рассказала Эрика Зонненбург, старший научный сотрудник в области фундаментальных наук о жизни, микробиологии и иммунологии. — Но оказалось, лишь активного потребления клетчатки на протяжении короткого периода времени недостаточно».

К тому же у испытуемых из второй группы обнаружили повышенное содержание углеводных ферментов (гликанов) в образцах стула — это указывает на неполное разложение клетчатки кишечными микробами. «Возможно, более продолжительное вмешательство помогло бы микробиоте адекватно адаптироваться к активному потреблению клетчатки, — добавила Зонненбург. — В качестве альтернативы мы предлагаем бактерии, которые повлияли бы на способность микробиоты расщеплять углеводы».

То, что диета с преобладанием ферментированных продуктов помогла повысить общее микробное разнообразие кишечника, назвали потрясающим результатом — и одним из первых примеров того, как простое изменение рациона способно регулировать микробиом здоровых взрослых людей. «Диеты, нацеленные на микробиоту, могут изменить иммунный статус и предоставить многообещающий путь снижение уровня воспаления», — подытожил Кристофер Гарднер из Стэнфордской школы медицины. В дальнейшем авторы работы хотят провести исследование на грызунах и, в частности, изучить молекулярные механизмы, посредством которых рацион изменяет микробиом и снижает уровень воспалительных белков.