Развод отрицательно сказался на здоровье женщин — Naked Science
Мария Кривоченко

Развод отрицательно сказался на здоровье женщин

3.3

Исследование показало, что переживания и конфликты, возникающие при разводе, вредят здоровью и психическому состоянию бывших партнеров. Причем самочувствие ухудшается вне зависимости от того, как прошло расставание и какими были отношения в паре.

Кадр из фильма «‎Брачная история»

Группа ученых из Копенгагенского университета в Дании выяснила, что происходит с человеком после развода. Исследователи попросили 1856 человек ответить на вопросы о разводе и прошлой семейной жизни, а также физическом и психическом здоровье. Их ответы проанализировали и затем сравнили с полученными от одиноких или состоящих в браке добровольцев. В исследовании участвовали только женщины, которые развелись в течение пяти дней после подачи заявления и не успели разъехаться с партнером до расставания. Результаты команда опубликовала в журнале Frontiers in Psychology.

Работа показала, что женщины чувствовали себя хуже сразу после расставания с партнером. Это происходило из-за конфликтов, которые возникали в паре перед разводом и на протяжении судебного процесса. К тому же респондентки испытывали стресс, а также физическое и психологическое напряжение — это истощало организм. Ученые отметили, что здоровье женщин ухудшалось вне зависимости от того, как прошел развод и как они заботились о себе в последнее время.

Помимо этого, авторы исследования назвали факторы, которые могут улучшить состояние бывших партнеров после развода. Так, они спрогнозировали, что физическое здоровье у молодых и обеспеченных мужчин будет лучше. У многодетных отцов и тех, кто ранее переживал разводы, будет стабильнее психика. На физическое здоровье женщин лучше влияли высокий доход и отсутствие разводов в прошлом. К тому же они чувствовали себя спокойнее, если сами инициировали расставание. Появление в жизни нового партнера улучшало и физическое, и психическое состояние.

Команда рассказала, что впервые изучила негативные эффекты «быстрого» развода. «Предыдущие исследования не фокусировались на последствиях развода, которому не предшествовали долгие периоды раздельной жизни», — отметил профессор Герт Хальд, автор исследования.

Результаты подчеркивают, что помогать разведенным — особенно тем, кто пережил тяжелое расставание и конфликты — необходимо. В частности, стоит разработать меры, которые помогут бывшим партнерам избежать стресса в процессе развода и помогут встать на ноги после него. «Это было бы полезно для разведенных и помогло бы сэкономить деньги предприятиям, несущим убытки из-за работников, которые стали менее производительными и вынуждены чаще брать больничные после развода», — подытожил Хальд.