Способность к языку у наших предков появилась еще 40 миллионов лет назад — Naked Science

Способность к языку у наших предков появилась еще 40 миллионов лет назад

4.5

Международная группа ученых выяснила, когда возникли основные «строительные блоки» языка. Оказалось, что способность их различать есть даже у шимпанзе и мартышек.

Реконструкция египтопитека / ©www.thoughtco.com

Исследование опубликовано в журнале Science Advances. Главная особенность, которая отличает человека от других животных, — наличие речи. Благодаря ей люди стали одним из самых успешных видов на планете, научившись эффективно обмениваться информацией, идеями и культурой. Ни одно другое животное не обладает такой особенностью в той степени, в какой она есть у человека, поэтому появление способностей к языку имеет решающее значение для понимания того, как формировался феномен рода Homo.

И, как выяснила международная группа ученых под руководством профессора Саймона Таунсенда из Уорикского университета (Великобритания), способность к обработке отношений между словами и предложениями появилась еще во времена так называемых египтопитеков — 30-40 миллионов лет назад. То есть в ту далекую эпоху, когда наши предки еще имели хвост, вес их мозга был не более 30 граммов (как у современной кошки), а общая масса тела равнялась порядка шести килограммам.

Между тем наборы звуков (отдельные слова) могут понимать и другие виды животных — например, собаки. А вот способность к обработке отношений между словами в предложении (независимо от того, находятся слова рядом друг с другом или нет) — вероятно, одна из ключевых способностей именно приматов, как выяснили те же исследователи. Такая зависимость бывает смежной и несмежной. Например, из словосочетания «собака, укусившая кошку, убежала» мы понимаем, кто кого укусил, а кто — убежал, хотя слова «кошка» и «собака» стоят рядом, а другие слова — нет.

Чтобы выяснить это, ученые создали ряд «искусственных грамматик», при помощи которых проверяли способность людей, мартышек и шимпанзе обрабатывать взаимосвязи между звуками. При этом ученые использовали в таких последовательностях не слова, а наборы бессмысленных тонов.

И люди, и шимпанзе, и мартышки с легкостью справились с заданиями и смогли обработать отношения между смежными и несмежными звуковыми элементами. Таким образом, ученые пришли к выводу, что обработка несмежных зависимостей широко распространена среди приматов и возникла очень давно, еще до того, как линия людей и шимпанзе отделилась от линии мартышкообразных — по крайней мере 40 миллионов лет назад.

Соединенные Штаты завершили строительство первых бомбардировщиков B-21. В будущем такие машины должны сменить B-1B и B-2 Spirit. Первый полет новый самолет может совершить в 2022 году.