Исследователи выяснили, благодаря чему появилась речь — Naked Science

Исследователи выяснили, благодаря чему появилась речь

Ученые рассказали, почему у древних людей появилась речь. Результаты эксперимента говорят, что этому способствовали примитивные каменные орудия.

Антропологи из Европы и Северной Америки установили, что именно изготовление острых камней для разделки туш явилось главной причиной появления речи у далеких предков современных людей. Дело в том, что для массового производства таких камней древним гоминидам было недостаточно одних только жестов. Обучить кого-либо этому занятию было намного проще, используя речь.

В центре внимания ученых оказались орудия периода олдувайской культуры. Ее считают самой примитивной культурой обработки камня, возникшей примерно 2,7 млн лет назад. Представители этой культуры просто раскалывали камень пополам, не применяя дополнительную обработку. Однако даже такая техника требует мастерства. Массовое производство таких камней (данный факт на сегодня доказан) говорит о существовании некоей единой практики изготовления орудий.

Были проведены эксперименты, участие в которых приняли 180 студентов. Их разделили на небольшие группы, целью которых было изготовление орудий олдувайской культуры. Полученный опыт учащиеся передавали по цепочке людям из своих групп. Одни студенты могли использовать речь, другие же передавали информацию только с помощью жестов. Как и следовало ожидать, даже примитивные формы речи (слова «нет», «да») позволяли учащимся более эффективно производить орудия. В этом смысле вербальные коммуникации можно рассматривать как некое эволюционное преимущество.

Ранее ученые выяснили, что выполнение лингвистических задач и создание примитивных вещей (например, каменных орудий) активируют у человека одни и те же зоны мозга. Поэтому считается, что речь появилась примерно тогда, когда люди начали изготавливать предметы из камня.

Орудия олдувайской культуры создавали еще австралопитеки. Причем, по мнению исследователей, сначала для производства таких орудий не использовались слова. Но изготовление орудий Ашельской культуры (1,76 млн лет назад) требовало уже устойчивых вербальных коммуникаций.