Все, что вы хотели знать об ИИ, — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
10 октября
13 608

Кремневые орудия из польской пещеры были изготовлены полмиллиона лет назад

4.3

Археологи из Варшавского университета изучили кости животных, а также каменные орудия, найденные в пещере на юге Польши более 50 лет назад. Ранее считали, что представители рода Homo обитали там примерно 40 тысяч лет назад. Новый анализ сильно отодвигает дату самого раннего заселения пещеры.

Вход в пещеру. Представители рода Homo жили там полмиллиона лет назад / ©Miron Bogacki

В журнале Scientific Reports вышла работа группы ученых под руководством Малгожаты Кот (Małgorzata Kot) из Варшавского университета (Польша). Ученые исследовали находки из пещеры Тунель-Вельки (Tunel Wielki) на юге Польши, недалеко от Кракова.

Эту пещеру впервые обнаружили более полувека назад. Первоначальный анализ показал, что самым древним следам пребывания в ней человека не более 40 тысяч лет. Авторы новой работы утверждают, что эти выводы были ошибочными. Они еще раз взглянули на артефакты и кости из различных слоев земли в пещере.

Образцы кремневых орудий из пещеры / ©Małgorzata Kot et al.

Вначале палеонтологи обратили внимание, что остатки мелких млекопитающих, найденных в Тунель-Вельки, определенно старше 40 тысяч лет и могут иметь возраст до полумиллиона лет. Среди мелких костей, в основном зубов, преобладали остатки древних родственников современных грызунов.

Но были найдены и остатки более крупных животных. В их числе палеонтологи распознали, к примеру, мосбахского волка (Canis mosbachensis), ликаона — представителя семейства псовых (Lycaon lycaonoides), а также предка пещерного медведя и двух видов кошачьих — пещерного льва и европейского ягуара. Все они обитали в Центральной Европе 450-550 тысяч лет назад.

В том же слое, где находились эти остатки животных, археологи еще во время первых раскопок обнаружили 40 кремневых артефактов. В основном это отходы (сколы) от изготовления инструментов, а также некоторые конечные изделия: скребки и небольшие кремневые ножи.

Распределение остатков животных по археологическим слоям, для которых они являются хронологическими маркерами / ©Małgorzata Kot et al.

Повторные раскопки, проведенные в пещере в 2018 году, подтвердили расположение слоев, описанное первыми исследователями. Кроме того, археологи обнаружили отходы производства и кости животных. В работе сказано, что новые датировки стали возможны благодаря развитию технических методов, которых просто не было 50 лет назад.

Кости крупных животных не имеют следов разделки или обработки. Скорее, по мнению ученых, люди того времени охотились на другие, менее опасные виды. Датированные слои земли накапливались в течение нескольких десятков тысяч лет. Поэтому хищники не обязательно сталкивались с людьми, которые, вероятно, обитали в пещере лишь временно.

Авторы работы считают, что орудия изготовили Homo heidelbergensis. Подобные находки в Центральной Европе крайне редки, и все они до сих пор были сделаны на открытых стоянках, а не в пещерах.

«Мы были удивлены, обнаружив, что полмиллиона лет назад люди в этом районе останавливались в пещерах, так как это были не самые лучшие места для разбивки лагеря. Влажность и низкие температуры препятствовали этому. С другой стороны, пещера — естественное убежище. Это замкнутое пространство, дающее ощущение безопасности. Мы нашли следы, которые могут указывать на то, что человек, живший здесь, использовал огонь», — говорится в исследовании.

По мнению авторов работы, находки из пещеры Тунель-Вельки — одни из немногих свидетельств о первых Homo, отважившихся идти на север от Карпатских гор. «Маловероятно, что они забрели дальше на север. Скорее всего, мы находимся на северном пределе их способности к выживанию», — отметили ученые.

В будущем они надеются найти в Тунель-Вельки и кости Homo heidelbergensis. Если повезет, это будут древнейшие человеческие останки, обнаруженные на польской земле. Из тех, что известны на сегодня, самые древние принадлежат неандертальцу и имеют возраст не менее 50 тысяч лет.