Топ-5 космических аппаратов – «долгожителей» — Naked Science
24.03.2016
Редакция Naked Science

Топ-5 космических аппаратов – «долгожителей»

3.7

Американское космическое ведомство решило вспомнить несколько своих миссий, в рамках которых в космос были запущены космические аппараты-«долгожители». Все они отправились на «разведку» более 5 лет назад и уже успели обеспечить нас огромным количеством полезной информации.

космические аппараты

Космические путешествия по просторам Солнечной системы не для нетерпеливых. В большинстве случаев, для того чтобы достичь пункта назначения, космическому аппарату может потребоваться много лет. Однако межпланетные роботы не люди, и для них эти странствия не кажутся столь утомительными (тем более, что уровень их выносливости превосходит все ожидания). Если не сегодня, то через пару лет они будут готовы поставлять на Землю ценную информацию из самых разных точек Вселенной.

Lunar Reconnaissance Orbiter (LRO, Лунный орбитальный зонд). Запущен 18 июня 2009 года

Автоматическая межпланетная станция NASA LRO стала искусственным спутником Луны. Она в течение долгих лет на ежедневной основе делала кристально четкие снимки лунных ландшафтов. Благодаря ей мы сегодня имеем фотографии почти всей поверхности Луны.

Помимо этого среди основных задач LRO числятся изучение лунной глобальной топографии, измерение радиации на орбите Луны, изучение лунных полярных регионов и составление точных карт.

Dawn («Рассвет»). Запущен 27 сентября 2007 года

Год назад автоматическая межпланетная станция Dawn вышла на орбиту карликовой планеты Церера. Однако до того, как «причалить» к «карлику», зонд успел изучить Весту – один из крупнейших астероидов в главном астероидном поясе.

Аппарат в течение 14 месяцев находился на орбите астероида и собирал о нем данные. Полученная в результате информация помогла астрономам составить первый атлас астероида и произвести его глобальное геологическое и тектоническое картирование. Теперь же благодаря «Рассвету» мы имеем ценную информацию о другом астрономическом объекте – Церере.

За последние несколько месяцев космическому аппарату удалось сделать несколько уникальных снимков карликовой планеты. Кстати, на одном из них ученые обнаружили загадочные белые пятна, которые позже были идентифицированы как солевые отложения.

После успешного «рандеву» с Церерой зонд Dawn стал первым в истории аппаратом, не только вышедшим на орбиту этой карликовой планеты, но и совершившим орбитальный полет вокруг двух объектов Солнечной системы.

New Horizons («Новые горизонты»). Запущен 19 января 2006 года

Об автоматической межпланетной станции «Новые горизонты» слышали многие. С тех пор, как в июле прошлого года она подлетела к Плутону на минимальное расстояние, ее название не сходит с первых полос научных изданий.

В ходе сближения с крупнейшей известной карликовой планетой Солнечной системы аппарату удалось сделать множество ее снимков. Благодаря этому космическому «рандеву» мы теперь можем насладиться невероятными видами «карлика».

Однако на этом миссия аппарата не закончилась. Новой целью New Horizons является астероид 2014 MU69 в поясе Койпера. По прогнозам ученых, станция доберется до пункта назначения в январе 2019 года. В настоящее время она находится на расстоянии 5 млрд км от Земли. Планируемое окончание миссии назначено на 2026 год.

Помимо научного оборудования на борту космического аппарата установлена капсула с частью праха астронома Клайда Томбо, первооткрывателя Плутона, а также компакт-диск с именами 434 738 человек, участвовавших в акции NASA «Пошли свое имя на Плутон», две монеты, два флага США, фрагмент первого обитаемого частного космического аппарата SpaceShipOne, компакт-диск с фотографиями аппарата и его разработчиков, и почтовая марка США 1990 года «Pluto: Not Yet Explored».

Mars Reconnaissance Orbiter (MRO). Запущен 12 августа 2005 года

Многофункциональная автоматическая межпланетная станция для изучения Красной планеты находится на ее орбите с марта 2006 года. Благодаря данным аппарата мы сегодня имеем не только целый ряд изображений марсианских просторов, но и немало полезных данных. Именно благодаря MRO ученым NASA удалось установить наличие на Марсе жидкой воды с высоким уровнем содержания соли.

Cassini («Кассини»). Запущен 15 октября 1997 года

Автоматический космический аппарат «Кассини» – разработка не только американских, но также и европейских ученых (они участвовали в строительстве спускаемого зонда «Гюйгенс»). Аппарат был построен для исследования Сатурна, его колец и спутников.  В 2004 году «Кассини» вышел на орбиту «окольцованной» планеты и стал его первым искусственным спутником.

В настоящее время космический аппарат и Землю разделяют 1,57 млрд км. Миссия, которая длится вот уже около 19 лет, совсем скоро может подойти к концу. Она уже продлевалась два раза – в 2008 и 2010 годах. В 2017 году в США и Европе будут принимать решение о следующем продлении миссии. Предполагается несколько вариантов: от окончания программы в виде столкновения с Юпитером или Меркурием до полета на окраину нашей планетной системы для изучения Урана и Нептуна.