Наука сна: Пять открытий, сделанных спящими учеными — Naked ScienceNaked Science
15.11.2015, 05:15
Naked Science

Наука сна: Пять открытий, сделанных спящими учеными

Влияние сна на мозговую деятельность человека до сих пор полностью не исследовано, продолжая оставаться предметом изучения и новых экспериментов. Между тем сам сон много сделал для науки: некоторые изобретения увидели свет лишь после того, как предварительно посетили своих будущих авторов в сновидениях. Самые известные научные открытия, сделанные во сне, – в материале Naked Science.

2324574053_f758134916_b
©flickr.com

Один из создателей современной физики, датский ученый Нильс Бор известен, прежде всего, квантовой теорией атома, в основу которой легли планетарная модель атома, квантовые представления и предложенные им постулаты. Некоторые исследователи жизни знаменитого физика-теоретика утверждают, что модель атома Нильс Бор увидел во сне. «Это было солнце из горящего газа, вокруг которого вращались связанные с ним тонкими нитями планеты. Внезапно газ затвердел, а солнце и планеты резко уменьшились в размерах», – приводят слова ученого авторы биографического исследования из Массачусетского технологического института.

©flickr.com

Живший в XIX веке американец Элиас Хоу считается «отцом» современной швейной машинки. Хотя на самом деле он просто улучшил уже существующий дизайн агрегата и первым в США получил патент на швейную машинку с челночным механизмом (так называемый стежок типа «локстич»). В итоге швейная машина Хоу делала прямые швы со скоростью до 300 стежков в минуту, а журналисты назвали его устройство «экстраординарным». В ходе работы над машинкой Хоу был весьма озадачен, где именно в механизме должно быть игольное ушко. Судя по семейной истории, решение пришло к изобретателю во сне. «Он почти дошел до предела сил, когда обнаружил, где в машинке должно находиться игольное ушко. Он все время думал о классической игле, и ушко внизу иглы просто не приходило ему в голову, пока ему не приснился сон, что он создает швейную машину для короля дикарей в странной стране», – гласит семейный архив. Во сне король дикарей дал Хоу 24 часа на решение задачи. От кошмара изобретателя спасли копья аборигенов, почему-то имевшие дырки в наконечниках, у самого острия. В 4 часа утра Хоу проснулся и воплотил сон в реальность.

©flickr.com

Немецкий химик-органик позапрошлого века Фридрих Август Кекуле вошел в историю благодаря тому, что применил теорию валентности к органическим веществам и выяснил правильную, циклическую формулу бензола. По одной из версий историков, Фридрих Кекуле представлял в своем воображении бензол в виде змеи из шести атомов углерода. Идея о цикличности соединения пришла к нему во сне, когда воображаемая змея укусила себя за хвост. По другой версии, связь атомов в молекуле он также увидел во сне, возвращаясь домой на автобусе.

©flickr.com

Альберт Эйнштейн говорил, что вся его научная карьера является переосмыслением сна, который он увидел еще будучи подростком. В том сне Эйнштейн видел, как он едет на санях вниз по крутому заснеженному склону, набирая скорость, при которой все окружающие цвета сливаются в одно пятно. Этот сон вдохновил всю его карьеру: он думал о том, что же происходит при достижении скорости света, отмечают исследователи жизни ученого. Биографы уверены, что будущий автор теории относительности многие свои открытия сделал именно благодаря сну. В подтверждение можно вспомнить известное высказывание Эйнштейна: «Дар видеть сны значил для меня больше, чем мой талант усваивать осознанные знания …Я провел во сне треть моей жизни, и эта треть отнюдь не худшая». В 1992 году американский физик Алан Лайтман написал о снах Эйнштейна одноименный бестселлер, переведенный более чем на 30 языков мира. По версии писателя, именно во сне Эйнштейн видел парадоксы концепции пространства и времени.