Космические гиганты: топ самых больших звезд — Naked Science
27.02.2016, 12:37

Космические гиганты: топ самых больших звезд

Мы подготовили топ самых больших звезд. В нем есть, например, гипергигант VY Большого Пса и такое светило, как NML Лебедя. Все они намного больше, чем наше Солнце.

Star-sizes
5. VV Цефея А

Пятая позиция нашего рейтинга отошла к двойной звезде VV Цефея А, имеющей радиус 1050–1900 солнечных. Она расположена в созвездии Цефея. Само светило является затменной переменной типа Алголя. Для таких объектов характерно наличие более холодной звезды, проходящей перед более горячей. Так что часть света более горячего объекта затмевается, и общий блеск пары временно снижается. VV Цефея расположена от нас на удалении 5 тыс. световых лет. Двойная звезда состоит из VV Цефея A (красного гипергиганта с радиусом 1050 солнечных), а также VV Цефея B, которая является голубой звездой главной последовательности класса B0. Она вращается вокруг VV Цефея A по эллиптической орбите.

Красный гипергигант имеет массу примерно 25–100 солнечных. VV Цефея A является как минимум седьмой по размеру звездой из всех, известных науке. Она также удерживает почетную вторую строчку, если говорить конкретно о галактике Млечный Путь. Вообще, такие светила (имеются в виду гипергиганты) считаются самыми мощными, самыми тяжелыми и самыми яркими из числа сверхгигантов. Кроме того, они чрезвычайно редки. Что же касается «компаньона», то эта звезда превосходит наше Солнце по диаметру в десять раз, а показатель светимости при этом выше в 100 000 раз.

VV Цефея А и Солнце / ©Reddit

4. VY Большого Пса

На четвертой позиции рейтинга расположилась VY Большого Пса, которая находится в созвездии Большого Пса. Перед нами гипергигант. Расстояние от нас до VY Большого Пса составляет 3900 световых лет, поэтому не факт, что человечество вообще когда-либо сможет детально исследовать этот объект. Если же говорить о размерах, то радиус звезды составляет до 1540 радиусов Солнца. Существует еще одна версия, согласно которой перед нами обыкновенный красный сверхгигант, радиус которого не превышает 600 солнечных. В общем, споры о размерах продолжаются, хотя в том, что перед нами настоящий «монстр», сомнений нет. Чтобы представить его размеры, приведем пример: если вообразить летательный аппарат, скорость которого составляет 4,5 тыс. км/ч, то для полного облета VY Большого Пса понадобится около 160 лет.

При таких чудовищных размерах масса светила составляет всего лишь семнадцать солнечных. Это говорит о чрезвычайно малой плотности звезды. Ученые полагают, что ее взрыв может произойти в течение ближайших 100 тыс. лет. Это грозит катастрофой системам, находящимся рядом, но Землю, как считают ученые, данный катаклизм не затронет.

VY Большого Пса / ©Wikipedia

3. WOH G64

А вот еще один красный сверхгигант, который расположен в соседней галактике, называемой Большим Магеллановым Облаком. Последняя является карликовой галактикой типа SBm и спутником Млечного Пути. Звезда WOH G64 чрезвычайно далека от нас – она расположена на удалении 163 тыс. световых лет от Солнечной системы. Нижняя граница радиуса звезды составляет 1540 солнечных, верхняя – 1730. Вероятно, WOH G64 не является самой большой звездой из всех, но она прочно занимает первое место по своим размерам, если говорить о светилах Большого Магелланового Облака.

Было выдвинуто предположение, согласно которому светимость WOH G64 составляет 500 тыс. солнечных при массе, в 40 раз превышающей показатели нашего светила. Между тем эти данные нельзя соотнести с низкой температурой WOH G64, составляющей 3200 K. Последующие наблюдения показали, что светимость звезды снижают пыль и газ, находящиеся вокруг нее. Как бы там ни было, эта звезда огромна: если ее поместить в центр нашей системы, то поверхность WOH G64 достигла бы орбиты Сатурна – шестой планеты от Солнца.

Звездный ветер привел к тому, что светило-гигант потеряло до трети всей своей массы. Уже через несколько тысяч лет оно может превратиться в сверхновую. Земле, правда, это ничем не грозит: звезда расположена на невероятно большом удалении от нашей планеты.

Гигантский тор вокруг WOH G64 / ©ESO

2. UY Щита

UY Щита является ярким красным сверхгигантом спектрального класса M4Ia. Она расположена в созвездии Щита. Ее классифицируют как полурегулярную переменную звезду, имеющую приблизительный период пульсации 740 дней. Прежде всего это светило интересно своими размерами, которые позволяют ему закрепиться на второй строчке рейтинга самых больших звезд. Если провести аналогию с нашим Солнцем, то объем UY Щита больше примерно в 5 млрд раз. При этом радиус светила может составлять 1900 солнечных.

Если предположить отсутствие светового загрязнения, то UY Щита можно рассмотреть, используя обычный небольшой телескоп или даже бинокль. Это красноватая звезда, расположенная в 2° к северу от видимой невооруженным глазом звезды типа-A ? Щита и в 2 минутах дуги к северо-западу от туманности Орла. И хотя при учете инфракрасного излучения яркость звезды превосходит яркость Солнца в 340 тыс. раз, этот объект «прячется» за огромным слоем находящихся вокруг него пыли и газа. UY Щита примечательна еще тем, что является наиболее быстро сгорающей звездой. Она теряет количество массы, равное 5,8·10?5M?/год.

UY Щита / ©Spacegid

1. NML Лебедя

А заслуженное первое место нашего рейтинга по праву достается красному гипергиганту NML Лебедя. Расположена она в созвездии Лебедя (северном полушарии звездного неба). Ее радиус может достигать 2775 солнечных! Впрочем, есть и нижняя граница – в этом случае показатель составляет примерно 1640 радиусов Солнца. Расстояние до звезды составляет 5,3 тыс. световых лет. Масса гиганта равна 25–40 солнечных, а светимость превосходит показатели нашей родной звезды в 270 тыс. раз. NML Лебедя отличают чрезвычайно большие показатели потери массы, которые составляют 2?10?4 масс Солнца в год.

Звезду обнаружили в 1965 году. Позже выяснилось, что в ее составе есть монооксид кремния, угарный газ, цианистый водород, моносульфид углерода, окись серы, диоксид серы, сульфид водорода. Впрочем, светило-гигант продолжает скрывать свои тайны, и на многие вопросы получится найти ответы лишь много лет спустя.

Звездная ассоциация, в которой находится NML Лебедя / ©Wikimedia