Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
МиГ-41: российский перехватчик будущего?
По некоторым данным, Россия хочет создать истребитель-перехватчик МиГ-41, который дополнит ПАК ФА и заменит МиГ-31.
Что такое перехватчик?
Дабы понять идею МиГ-41, нужно обратиться к разработкам прошлых лет. Ближайший его аналог – знаменитый МиГ-31, совершивший полет в далеком 1975 году. Сейчас это чуть ли не единственный пример отечественной военной техники, по отношению к которому словосочетание «не имеющий аналогов» и впрямь не лишено оснований. Одна из главных особенностей машины – это крейсерская скорость, составляющая почти 2,5 тыс. км/ч.
Перехватчик МиГ-31 – самолет уникальный и… совершенно ненужный большинству стран. Перед нами узкоспециализированная машина, предназначенная для борьбы с маломаневренными целями. В других странах ее роль выполняют многофункциональные истребители четвертого поколения и комплексы ПВО. Но вот для России, с ее необъятными территориями и гигантской протяженностью границ, тяжелый перехватчик, действительно, неплохое решение.
Ракеты Р-33 – его «главный калибр» – имеют ограничения по перегрузке 4g. Следовательно, против высокоманевренных истребителей использоваться они не могут. Однако вполне пригодятся для борьбы с неповоротливыми бомбардировщиками и крылатыми ракетами. Собственно, именно поэтому и ценят 31-й.
Сейчас в распоряжении ВКС примерно 130 таких самолетов. Часть из них прошли модернизацию до уровня МиГ-31БМ. Была обновлена бортовая электроника, а кроме того, в арсенал планируется включить новые ракеты. Речь идет прежде всего о ракете Р-37, концептуально близкой к Р-33 и имеющей дальность пуска около 300 км. Подобные изделия превосходят по этому показателю ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности, в частности, американскую AMRAAM и российскую РВВ-АЕ/СД.
Однако, как уже отмечалось, они «неповоротливые», к тому же цена таких изделий достаточно высока. Выше цены обычных ракет класса «воздух-воздух». МиГ-31БМ хотели научить поражать цели на земле управляемым вооружением класса «воздух-поверхность». Но пока что от их реализации отказались. Возможно, это верное решение. Все-таки между перехватчиком и истребителем-бомбардировщиком разница довольно большая.

Самолет МиГ-31 прочно занимает свою нишу, однако даже на фоне таких «ветеранов», как Су-27 и МиГ-29, он кажется «стариком». Именно поэтому в последнее время заговорили про новый самолет-перехватчик. В 2014 году о МиГ-41 (это предполагаемое название) рассказал летчик-испытатель Анатолий Квочур.
«Такая модернизация должна была состояться еще лет двадцать тому назад. Однако этого тогда не произошло, поэтому сейчас требования повышаются. Они заключаются в том числе в (повышении) скорости перехватчика до 4–4,3 Маха», – заявил летчик. Бросается в глаза просто гигантская скорость крылатой машины. МиГ-41 может стать самым быстрым боевым самолетом в мире.
Для сравнения, максимальная скорость МиГ-31 составляет 2,83 М (3000 км/ч). При этом он всегда входил в число самых быстрых боевых самолетов. Квочур отметил, что перехватчик будет создан на основе МиГ-31. Вероятно, имеется в виду опыт, учтенный при создании советского перехватчика. Маловероятно, что новый самолет будут делать на базе уже очень старого советского МиГ-31. Технологии все же не стоят на месте. Да и фактор малозаметности при разработке новых боевых машин также стоит учитывать.
В прессе тема про МиГ-41 то появляется, то затухает вновь. Масла в огонь уже в 2016 году подлил член комитета Госдумы РФ по обороне Александр Тарнаев. «Руководством страны принято решение включить проект создания перспективного высотного перехватчика в новую программу вооружения со сроками реализации в 2020 году. Машина станет дальнейшим развитием истребителя-перехватчика МиГ-31, который на десятилетия опередил время.
Мы не исключаем, что разработка нового самолета может начаться и ранее 2020 года, так как он очень нужен нашим Вооруженным силам», – рассказал он. Еще раньше главком ВКС, генерал-полковник Виктор Бондарев заявил, что уже идут НИР (научно-исследовательские работы), а с 2017-го должны начаться ОКР (опытно-конструкторские работы) по созданию перспективного авиационного комплекса дальнего перехвата. Напрямую про МиГ-41 главнокомандующий не говорил, но здесь, насколько можно судить, подразумевается именно новый перехватчик. Вообще, он может получить и совсем другое обозначение после поступления в войска.
Военные чаще всего предпочитают хранить молчание по этому поводу. Очевидно, что окончательный облик новой машины будет определен не скоро. Возможно, первые эскизы мы сможем увидеть ближе в 2020 году, когда работы над проектом будут (если будут) идти более плотно. Скорее всего, если проводить параллель с МиГ-31, внешний вид истребителя изменится в сторону большей малозаметности. Вооружение, возможно, разместят внутри. Сейчас на базе уже упомянутой Р-37 ведется разработка новой ракеты РВВ-БД, имеющей двухрежимный РДТТ (ракетный двигатель твердого топлива).
Именно эти ракеты может получить МиГ-41 в случае своего рождения. Хотя ко времени его принятия на вооружение появится и принципиально новое вооружение, начиная от новых, сделанных «с нуля» ракет класса «воздух-воздух» и заканчивая лазерными боевыми системами, способными уничтожить самолет (нечто подобное сейчас разрабатывают американцы). Что же касается боевого радиуса действия, то он, очевидно, будет составлять 700–1200 км. Эксперты говорят, что новый самолет можно будет использовать для вывода на околоземную орбиту малых спутников.
Главной задачей МиГ-41 может стать противостояние американской угрозе. Речь идет, в частности, о новых гиперзвуковых летательных аппаратах, разрабатываемых в США. Невольно вспоминается проект гиперзвуковой крылатой ракеты Boeing X-51, максимальная скорость которой может достигать 6200 км/ч.
Интересно то, что «МиГ» в 90-е годы уже разрабатывал новый перехватчик. Он получил название «проект 701»: дальность полета 62-тонного «монстра» должна была составлять 7 тыс. км, а максимальная скорость – 2500 км/ч. Однако от проекта отказались, и новый перехватчик, очевидно, в идейном плане будет ближе именно к МиГ-31. Отличительной особенностью МиГ-41 может стать его «беспилотность»: живому летчику пришлось бы переносить просто гигантские перегрузки в этом случае. Здесь, правда, есть одно «но»: российские беспилотные технологии до сих пор далеки от западных. РФ, например, пока не смогла создать полноценный ударный БПЛА.

Но как быть со сроками? Если мы и увидим новый самолет, то это произойдет не раньше второй половины 2020-х. До этого времени МиГ-31 будут верой и правдой служить ВКС РФ. «Пару» этой машине составит и Т-50 ПАК ФА, который к тому времени превратится из прототипа в серийное изделие. Предполагается, что он тоже сможет нести ракеты класса «воздух-воздух» большой дальности.
Есть ли будущее у МиГ-41?
Истребитель-перехватчик МиГ-41 остается полумифической машиной, и шансы на его реализацию относительно невелики. Все упирается в финансирование. Сейчас разработка новых истребителей вообще стоит невероятно дорого. Так, цена программы разработки американского истребителя пятого поколения F-22 составила без малого 66,7 млрд долларов. России будет проще потратиться на создание легкого истребителя пятого поколения – аналога (с некоторыми оговорками) американского F-35. Многофункциональная машина, в конце концов, намного лучшее вложение средств, нежели узкоспециализированный перехватчик.

Но как быть с задачами, лежащими на плечах МиГ-31? Очевидно, часть из них возьмет на себя истребитель, созданный на базе ПАК ФА. А часть будут выполнять истребители поколения 4+. Добавим, что в мире почти не осталось узкоспециализированных перехватчиков. Исключение составляют только российские МиГ-31 и небольшое количество старых МиГ-25, поставленных в другие страны. Все это, конечно, снижает вероятность появления МиГ-41. Другое дело – массовая культура, которой название «МиГ-41» пришлось по душе. У этого самолета есть все шансы стать «городской легендой», подобно тому как американцы создали миф о таинственной «Авроре» – сверхбыстром боевом самолете, якобы существующем в реальности.
Радиотелескопы уловили очень короткий сигнал, и по его характеристикам стало ясно, что он не может быть естественного происхождения. Астрономы пришли к выводу, что источник находился в околоземном пространстве — там, где уже более полувека летает «мертвый» аппарат NASA.
Российские работодатели наряду с традиционными методами поиска сотрудников все чаще стали прибегать к автоматизированным инструментам, среди которых, в частности, ресурсы рекрутинга на базе искусственного интеллекта. Технологии действительно шагнули так далеко, что программы с большими языковыми моделями могут даже проводить собеседования — это экономит трудовые и временные ресурсы, обеспечивает удобство и объективность процесса. Но без проблем все же не обходится. Научный сотрудник института «Компьютерные науки и прикладная математика» МАИ Юрий Чайников рассказал о том, какие проблемы могут возникнуть при собеседовании с ИИ и смогут ли в будущем кандидаты отказаться от такого формата найма в пользу традиционного.
Международная группа исследователей разработала методику, которая самостоятельно настраивает математическую модель магнитного взаимодействия. Новый алгоритм позволит более реалистично моделировать и проектировать материалы с требуемыми свойствами и предсказывать их свойства перед экспериментальной проверкой.
Радиотелескопы уловили очень короткий сигнал, и по его характеристикам стало ясно, что он не может быть естественного происхождения. Астрономы пришли к выводу, что источник находился в околоземном пространстве — там, где уже более полувека летает «мертвый» аппарат NASA.
Изучив поведение 69 видов птиц в разных областях Западных Гат (Индия), международная исследовательская группа наконец объяснила, почему территориальные и всеядные птицы чаще других поют по утрам.
Международная команда исследователей с участием ученых из НИУ ВШЭ экспериментально показала, что люди, страдающие биполярным расстройством, считают мир более нестабильным, чем он есть на самом деле, и из-за этого чаще принимают нерациональные решения. Ученые предполагают, что полученные результаты позволят в будущем разработать более точные методы диагностики и терапии биполярного аффективного расстройства.
Радиотелескопы уловили очень короткий сигнал, и по его характеристикам стало ясно, что он не может быть естественного происхождения. Астрономы пришли к выводу, что источник находился в околоземном пространстве — там, где уже более полувека летает «мертвый» аппарат NASA.
Вид антилоп, с ледникового периода привыкший к массовым миграциям, пытается вернуться в свой исторический ареал, когда-то достигавший Днепра. Однако их нетипичные для травоядных привычки вызывают сильнейшее отторжение у сельских жителей, предлагающих массово уничтожать их с воздуха. С экологической точки зрения возвращение этих животных весьма желательно, но как примирить их с фермерами — неясно.
Недавно вышел второй сезон сериала «Одни из нас» (TheLastofUs), созданного по сюжету популярнейшей видеоигры. Ученые Пермского Политеха решили разобраться, насколько реален сценарий грибной пандемии, превращающей людей зомби? Чем живет кордицепс и как он «ищет» своих жертв, действительно ли паразит способен эволюционировать настолько, чтобы поражать человеческий организм и подчинять себе его волю, был бы у людей шанс выжить, какие грибы уже поселились в наших телах и выручит ли нас иммунитет, сформированный тысячелетиями.

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии