Жизнь в Млечном Пути может распространяться от звезды к звезде — Naked Science

Жизнь в Млечном Пути может распространяться от звезды к звезде

Почти два столетия ученые теоретизировали о том, что жизнь во Вселенной может распространяться посредством метеоритных тел, астероидов, планетоидов и других астрономических объектов.

707154main_astrobiology_01

Теория панспермии основана на идее о том, что микроорганизмы и химические прекурсоры жизни способны выжить, перемещаясь от одной звездной системы к другой. Команда ученых из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики (CfA), основываясь на этом, исследовала, насколько панспермия вероятна в галактических масштабах.

Согласно созданной модели, Млечный Путь (и даже другие галактики) может обмениваться компонентами, необходимыми для жизни. Статья ученых Galactic Panspermia («Галактическая панспермия») опубликована в базе препринтов arXiv.org и сейчас рассматривается на публикацию в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society. Исследование проводили Манасви Лингам и Абрахам Лоэб под руководством Идана Гинсберга, приглашенного ученого в CfA.

Как отмечают ученые, большая часть предыдущих исследований панспермии была сосредоточена на том, может ли жизнь распространяться в Солнечной системе или у соседних звезд. В частности, эти исследования занимались вопросом возможной передачи жизни между Марсом и Землей (или другими объектами системы) при помощи астероидов и метеоритов.

Гиперскоростная звезда, вылетевшая из Млечного Пути, в представлении художника / © NASA

Теперь Гинсберг с коллегами решили взглянуть на весь Млечный Путь и даже за его пределы. Вдохновением для этой работы, по словам доктора Лоэба, стал «визит» первого известного межзвездного объекта в Солнечную систему — астероида Оумуамуа.

«После этого открытия мы с Манасви Лингамом написали статью, в которой показали, что межзвездные объекты вроде Оумуамуа могут подвергаться гравитационному воздействию Юпитера и Солнца. Солнечная система работает как своего рода «рыбацкая сеть», в которой постоянно находятся тысячи межзвездных объектов такого размера, — пишет Абрахам Лоэб в письме порталу Universe Today. — Эти запутавшиеся межзвездные объекты потенциально могут занести жизнь из другой планетной системы в Солнечную систему. Эффективность рыбацкой сети выше в двойной системе вроде альфы Центавра A и B, которая может ловить объекты размером с Землю».

Ученые выяснили, что возможности галактической панспермии сводятся к нескольким переменным. Во-первых, степень захвата объектов, вылетевших из планетных систем, зависит от дисперсии скорости и размера пойманного объекта. Во-вторых, вероятность того, что жизнь распространяется от одной системы к другой, сильно зависит от выживаемости организмов. Как бы то ни было, исследователи пришли к выводу, что даже в худшем случае по всему Млечному Пути могут быть рассыпаны биотические компоненты.

Ученые из МФТИ предложили способ экспериментальной проверки образцов на статус спин-долинного полуметалла — перспективного материала для электроники будущего и вживляемой биоэлектроники.