05.10.2016
Редакция Naked Science

«Вредные» муравьи доказали пользу в борьбе с клещами

Группа американских ученых обнаружила, что колонии красных огненных муравьев могут сдерживать распространение клещевых инфекций среди животных и человека. Результаты работы представлены в журнале Royal Society Biology Letters.

eric-keller-keller-fireant-001

Красный огненный муравей (Solenopsis invicta) — один из наиболее опасных и ядовитых видов муравьев. Эти насекомые широко распространены в США, куда были случайно завезены из Южной Америки, а также в Австралии, Сингапуре, Китае. Яд  S. invicta содержит алкалоид соленопсин, укус муравьев вызывает аллергическую реакцию, а при индивидуальной непереносимости — смерть. Ежегодный ущерб от S. invicta только в США оценивается в 5 миллиардов долларов.

При этом, будучи хищниками, огненные муравьи контролируют популяции вредителей сельского хозяйства, в том числе вредителей риса, сахарного тростника. В новом исследовании ученые провели эксперимент по сокращению численности S. invicta на двух участках на юго-востоке Техаса. Каждый участок был разделен на экспериментальный и контрольный: первый подвергался обработке инсектицидом Extinguish Plus™, второй не обрабатывался.

Результаты показали рост численности млекопитающих на обработанных участках в период с 2013 по 2014 годы. Так, в 1,8 раза увеличилась общая численность хлопкового хомяка (Sigmodon hispidus), северной карликовой мыши (Baiomys taylori), рыжего полевого хомячка (Reithrodontomys fulvescens). По сравнению с контрольными участками рост был 2-, 1,4- и 1,4-кратным соответственно.

Около 9 процентов животных до начала работы оказались носителями клещей, их личинок и нимф. В большинстве случаев (99,6 процента) особи были инфицированы видом Ambylomma maculatum. При последующем сравнении S. hispidus и P. fulvescens, обитавших на обработанных и необработанных участках, ученые зафиксировали 27-кратное увеличение патогенной нагрузки на животных в местах, где сократилась колония огненных муравьев.

Изучение клещей также указало на наличие в указанной местности одного человеческого патогена — Rickettsia parkeri, который вызывает легкую форму брюшного тифа. По мнению авторов, сокращение численности грызунов в районах с повышенной численностью S. invicta, вероятно, могло бы снизить риск заболевания клещевыми инфекциями.

«Хотя красные огненные муравьи, как было показано ранее, могут отрицательно влиять на окружающую среду, например, сокращая популяцию лугового тетерева Эттуотера, наша работа свидетельствует об их пользе. Их распространенность может ограничивать трансмиссивный механизм передачи инфекции животным и человеку», — сообщила соавтор исследования Джессика Лайт (Jessica Light).