Вакцину против героина испытали на приматах — Naked Science
07.06.2017

Вакцину против героина испытали на приматах

Специалисты из Университета Содружества Виргинии и Научно-исследовательского института Скриппса разработали и провели доклинические испытания вакцины против героина.

1200px-heroin_-_heroine

Распространенность синтетических опиоидов связана с их устойчивыми анальгетическими свойствами. Благодаря структурному сходству с эндорфинами подобные препараты легко преодолевают гематоэнцефалический барьер и стимулируют мю-опиоидные рецепторы (MOR), вызывая эйфорию. Однако длительное применение опиатов приводит к сокращению популяции таких рецепторов, росту резистентности и привыканию. Терапия последнего носит заместительный характер: пациенты стационарно получают агонисты (метадон) или антагонисты (налтрексон) MOR. Существующие методы лечения опиоидной зависимости сравнительно дороги, ненадежны и обладают побочными эффектами.

Из-за относительно низкой стоимости, выраженного седативного действия и быстрого возникновения синдрома отмены, наиболее опасным синтетическим опиатом считается героин. Помимо зависимости, инъекции этого производного морфина увеличивают риск инфицирования ВИЧ и гепатитом C. При этом, несмотря на включение в список запрещенных к свободному обороту, героин по-прежнему применяется в медицине, например в Великобритании в паллиативной практике, и часто используется нелегально. Только в США с 2005 по 2015 годы число потребителей опиата возросло вдвое — до 828 тысяч человек. Лечение героиновой зависимости обходится американскому бюджету в 27 миллиардов долларов.

Механизм действия антинаркотической вакцины / ©Paul T. Bremer et al., The Journal of the American Chemical Society, 2017

В новой работе американские ученые описали итоги доклинических испытаний конъюгированной вакцины для предотвращения абстинентного героинового синдрома. В классическом варианте такой препарат представляет собой гибридную молекулу белка-носителя с гаптеном (полуантигеном) и адъювантами. Благодаря последним гаптен приобретает иммуногенность и, за счет высокой структурной конгруэнтности, может связываться с целевым веществом, поступившим в организм, в частности с героином. При этом связывание происходит на периферии, и опиат не поступает в мозг. Исследователи протестировали эффекты всех составляющих молекулы на мышах и на четырех макаках-резусах (Macaca mulatta).

В качестве гаптенов авторы использовали карбоновые кислоты (HerCOOH, HerdBA) или тиол (HerSH), функцию носителя, провоцирующего иммунный ответ, выполняли столбнячный анатоксин (TT), гемоцианин фисуреллы (KLH) или дифтерийный анатоксин (DT). Результаты показали, что лучше остальных героиновую анальгезию предотвратил конъюгат HerCOOH-TT. Дополнение препарата адъювантами — CpG-олигодезоксинуклеотидом (ODG) и квасцами (гидроксидом алюминия) — увеличило активность антагонистов героина. В то же время применение в качестве адъюванта cGAMP оказалось неэффективным. В течение трех месяцев действие вакцины уменьшалось, но могло быть продлено повторным введением.

По словам ученых, таким образом, испытания продемонстрировали возможность формирования иммунологической памяти к препарату. В ближайшее время они намерены привлечь к работе коммерческих партнеров для тестирования вакцины на людях.

Статья опубликована в The Journal of the American Chemical Society.

Посмотреть микрофотографии различных психоактивных веществ вы можете в нашем материале.

Согласно научному методу, даже кажущиеся вполне очевидными концепции требуют многократной проверки. На этот раз ученые на практике подтвердили тривиальную мысль — слепая вера в науку только усугубляет восприимчивость индивидуума псевдонаучным «фактам». Но есть и хорошая новость: если подопытных перед экспериментом просто просили критически воспринимать информацию, степень доверия к фейк-ньюс, пусть и оформленных научным языком, резко падала.

Эксперименты на самцах мышей подтвердили, что короткий и слабый нагрев яичек наночастицами позволяет на время полностью прекратить выработку здоровой спермы.

В погребальной урне возрастом около четырех тысяч лет, обнаруженной на территории современной Венгрии, археологи нашли останки беременной женщины с трагической судьбой.