В Южной Корее создали «клей» для заживления ран без шрамов — Naked Science
15.05.2017

В Южной Корее создали «клей» для заживления ран без шрамов

Основой для клея послужило вещество, с помощью которого мидии прикрепляются к скалам.

harry-lightning-bolt

При повреждениях кожи, даже таких незначительных, как порезы и царапины, соединительная ткань образует рубцы. Они состоят преимущественно из коллагена, фибриллярного белка, обеспечивающего прочность и эластичность здоровой кожи. В ткани шрамов структура волокон коллагена отличается от «рисунка» волокон неповрежденной кожи, поэтому ткань рубца менее функциональна. Она не может полноценно растягиваться, а также более чувствительна к ультрафиолетовому излучению, поэтому повышается риск ожогов.

Ученые работают над технологиями заживления ран, которые помогут избежать образования рубцов. Обычно для этого используют клеящие составы, образующие пленку на поверхности раны. Другая технология — использование белка декорина, который входит в состав соединительной ткани. Декорин помогает «упорядочить» волокна коллагена. Недостаток декорина — сложная структура и сравнительно высокая стоимость.

Исследователи из Пхоханского университета науки и технологии в Южной Корее разработали новый тип клея для заживления ран, используя способность ряда белков связывать коллаген — к этим белкам относится и декорин. Ученые исследовали биссус, прочные белковые нити, с помощью которых мидии и другие двустворчатые моллюски прикрепляются к скалам, образуя колонии. На основе белка этих нитей создали новый материал, содержащий дерматансульфат. Это вещество относится к гликозаминогликанам (полисахаридам, связанным со сложными белками протеогликанами). Дорогостоящий декорин — протеогликан, с ним и связан в организме дерматансульфат, который также способен стабилизировать волокна коллагена. Новый состав способствует восстановлению структуры волокон, подобной структуре коллагена в здоровой коже.

Клей уже прошел испытания на животных. Ученым удалось добиться практически бесследного заживления глубоких ран у крыс за 28 дней. У животных из контрольной группы образовались заметные рубцы.

Вверху заживление ран без клея, внизу — с использованием клея, фото Jeon EY, Choi B-H, Jung D, Hwang BH, Cha HJ

Для того, чтобы клей можно было использовать в медицинской практике, состав должен пройти долгую серию испытаний. Кожа крыс значительно отличается от человеческой, поэтому неизвестно, подойдет ли людям такой способ заживления ран. В следующих экспериментах ученые собираются использовать свиней, кожа этих животных по структуре более схожа с человеческой.

Ранее ученые создали методику, препятствующую появлению гипертрофических рубцов. Эти повреждения часто возникают при ожогах.