В янтаре нашли ранних лесных змей мелового периода — Naked Science

В янтаре нашли ранних лесных змей мелового периода

Палеонтологи описали древнейших пресмыкающихся, обитавших в лесу еще 100 млн лет назад: янтарь сохранил новорожденную змею и кожу, сброшенную взрослой.

zm0

Образцы древнего янтаря, которые собирают на севере Мьянмы, приносят ученым одну удивительную находку за другой. Это и фрагмент динозавра с перьями, и хвостатые пауки, и лягушка, жившая почти 100 млн лет назад. А не так давно к палеонтологам попали еще два редчайших фрагмента, в одном из которых сохранился фрагмент змеиной кожи, а в другом – останки только что вылупившейся змеи мелового периода. О находках рассказывается в статье, опубликованной журналом Science Advances.

Останки датированы возрастом 98,8 млн лет назад – серединой мелового периода. Крошечная змейка длиной всего 48 мм идентифицирована как представитель прежде неизвестного (и, разумеется, вымершего) вида Xiaophis myanmarensis. С учетом прекрасно сохранившегося скелета и даже – частично – мягких тканей, Майл Колдуэлл (Michael Caldwell) и его коллеги считают, что она либо едва успела появиться на свет, либо так и погибла эмбрионом, еще не полностью развившись.

Первая реконструкция лесных змей Xiaophis myanmarensis / ©Yi Liu

К сожалению, голова этой змеи до нас не дошла. Однако и сохранившихся частей достаточно, чтобы различить особенности онтогенеза – индивидуального развития, – характерные и для современных змей. По словам ученых, они прошли почти в неизменном виде с мелового периода до наших дней. Авторы проводят параллель между X. myanmarensis и современными красными цилиндрическими змеями, которые достигают длины 70-80 см.

Определить видовую принадлежность второго образца из-за недостаточной сохранности не удалось. Зато пигментный рисунок на коже (как и многие детали анатомии змейки X. myanmarensis) указывает на то, что обитали они, видимо, в подстилке густого леса, богатой растениями и насекомыми. До сих пор почти все известные палеонтологам змеи той эпохи демонстрировали адаптации к совершенно другим условиям, к жизни в воде или непосредственно у воды. Новые находки оказались древнейшими изученными представителями змей леса.

Фрагмент сброшенной змеиной кожи сохранил остатки пигментации / ©Ryan McKellar, Royal Saskatchewan Museum

Помимо этого, удалось выяснить, как это извержение происходило и какую роль сыграло в развитии майяской цивилизации.

По заказу Лувра «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо» оцифровали с помощью мультиспектральной камеры высокого разрешения. В итоге ученым удалось предположить, что помогало Леонардо да Винчи при создании этой картины.

По словам авторов эксперимента, им удалось выявить у черных ворон важный маркер сознания — способности субъективно переживать события внешнего мира и собственной жизни.

640 лет назад завершилось крупнейшее сражение средневековой Европы — битва на Куликовом поле. В конце XX века ряд историков заявил: это была мелкая незначительная стычка, а вовсе не масштабное событие, запустившее формирование единого русского государства. По их мнению, ни о какой борьбе Москвы с Золотой Ордой в этом сражении просто не могла идти речь: места на поле боя недостаточно. Получается, события, описанные в летописях, были почти полной выдумкой. Однако теперь ситуация вдруг развернулась на 180 градусов: оказалось, место сражения действительно лежит в Тульской области… но совсем на другом поле. И это заметно меняет всю историю Руси того времени. Попробуем разобраться почему.

Недавно запущенный китайский потенциально многоразовый космический аппарат вернулся домой. Как стало известно, перед этим от него отсоединился некий объект, предназначение которого неизвестно.