09.12.2016
Редакция Naked Science
2 163

На рынке Мьянмы нашли оперенный хвост динозавра

Китайские ученые впервые обнаружили янтарь с фрагментом оперенного хвоста динозавра. Результаты работы опубликованы в журнале Current Biology.

ep_xingmckellar_maniraptora_amber-by-cheung-chung-tat_jpg_16x9

О существовании оперения у некоторых динозавров известно с конца XX века, однако до сих пор ученые располагали только следами в окаменелостях и одиночными перьями. В 2015 году китайские палеонтологи обнаружили в Мьянме останки динозавров, в которых перья можно было ассоциировать со скелетом. Тем не менее, анализ показал, что эти перья принадлежали не динозаврам, а птице из группы энанциорнисовых, которые доминировали в меловом периоде.

Новую находку ученые из Китайского геологического университета и других учреждений также сделали в Мьянме. Янтарь был случайно обнаружен на рынке в штате Качин, владелец полагал, что в камне находится фрагмент растения и намеревался продать его как сырье для ювелирных изделий. Диаметр янтаря составил около 3,6 сантиметра, вес — 6,5 граммов. Длина хвоста, покрытого пигментированными перьями, оценивается в 36,73 миллиметра.

Микрофотографии и рентгеновские снимки фрагмента. / © Lida Xing et al., Current Biology, 2016

Последующий анализ показал, что фрагмент теропода состоит из восьми позвонков — полная длина хвоста, по мнению ученых, могла быть по меньшей мере втрое больше. Мягкие ткани вокруг образца включают в себя следы двухвалентного железа, которые могли быть оставлены пятнами крови. Предполагается, что динозавр погиб, увязнув в смоле, около 99 миллионов лет назад. Размер животного мог быть сопоставим с современным воробьем, однако летать оно не могло.

Тероподы (Theropoda) — подотряд ящеротазовых двуногих динозавров, как правило, хищных. К этому подотряду, в частности, относится тираннозавр (Tyrannosaurus) — один из крупнейших хищников из известных. Большинство ученых считают, что птицы являются потомками именно тероподов, некоторые из которых имели пухообразное оперение. Например, предком птиц мог быть велоцираптор (Velociraptor), широко известный по серии фильмов «Парк юрского периода».