Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
30.03.2017
Редакция Naked Science

В США готовятся эксперименты по «глобальному охлаждению»

Американские ученые готовятся провести крупнейшие в истории эксперименты для изучения методов охлаждения земной атмосферы.

strato

Гарвардский университет выделил 20 млн долларов для работы над системой для распыления в стратосфере, на высоте около 20 км, микрочастиц, которые будут частично отражать и рассеивать солнечный свет. Установка должна начать свою работу в 2022 г.

Сначала это будут частицы водяного пара и мела (карбоната кальция), но впоследствии возможно использование и других веществ, таких как оксид алюминия или даже крошечные алмазы. С их помощью ученые собираются исследовать процессы, способные привести к глобальному охлаждению климата Земли.

По замыслу Дэвида Кейта (David Keith) и его коллег, эксперимент позволит смоделировать механизмы, действующие, например, при извержении вулкана и ведущие к снижению температуры воздуха. Например, в 1991 г. активность вулкана Пинатубо привела к падению глобальной температуры на 0,5 °C.

Но если мы хотим использовать этот подход самостоятельно, нам придется научиться держаться на весьма узкой грани. Есть масса примеров, когда слишком высокая активность вулканов наполняла атмосферу слишком большим количеством частиц и приводила к резким переменам климата, неурожаю, гибели растений, животных и людей.

Эксперименты в Гарварде пока что не претендуют на глобальный охват и будут проводиться под строгим контролем, хотя и в масштабе большем, чем когда-либо. Ученые заявляют, что такие методы «солнечной инженерии» вызывают опасения совершенно напрасно, теоретически они могут стать настоящей панацеей от глобального роста температуры. По их расчетам, полную защиту Земли с помощью распыления микрочастиц можно обеспечить куда дешевле, чем альтернативными методами, – за сумму всего лишь в 10 млрд долларов ежегодно.